–ѓ –Њ—З–µ–љ—М –≤–µ—А—О –≤ —Г–і–∞—З—Г. –Ш —З–µ–Љ –љ–∞–њ—А—П–ґ–µ–љ–љ–µ–є —П —А–∞–±–Њ—В–∞—О, —В–µ–Љ —Г–і–∞—З–ї–Є–≤–µ–µ —Б—В–∞–љ–Њ–≤–ї—О—Б—М. (–°—В–Є–≤–µ–љ –Ы–Є–Ї–Њ–Ї)

ƒерегулирование экономики - защита потребительского рынка

¬ерсан ¬. √.,

доктор экономических наук, профессор

 

 

–ќ——»…— »… ѕќ“–≈Ѕ»“≈Ћ№— »… –џЌќ  Ц ѕ”“№   ÷»¬»Ћ»«ќ¬јЌЌџћ ‘ќ–ћјћ «јў»“џ ќ“ Ќ≈ƒќЅ–ќ ј„≈—“¬≈ЌЌќ… ѕ–ќƒ” ÷»»

 

¬ наведении пор€дка на отечественном потребительском рынке объективно заинтересованы все -  и изготовители, и потребители, и государство. Ѕолее того, государство должно быть заинтересовано в этом в первую очередь, ведь именно на потребительском рынке основна€ масса населени€, сталкивающа€с€ с обманом, вольно или невольно делает вывод о неспособности или нежелании государства защищать его. ѕри этом дискредитируютс€ провозглашаемые цели в области социальной защиты граждан.  роме того,  громадные экономические потери, потраченные впустую ресурсы. »з-за фальсификации продукции и значительного объема товаров, наход€щихс€ в Ђтеневомї обращении государство не дополучает в бюджет страны миллиарды рублей. “аким образом, в целом эта проблема  не только социальна€, но и экономическа€, да и политическа€.

¬ доказательство вышесказанного достаточно привести один факт - по результатам социологического исследовани€ состо€ни€ рынка и отношени€ росси€н к его регулированию (окт€брь 2000 г.), проведенного независимым ‘ондом Ђ÷ентр политических технологийї совместно с ¬сероссийским центром изучени€ общественного мнени€ (¬÷»ќћ) по заказу “оргово-промышленной палаты, 67% всех опрошенных отмечают, что им все чаще приходитс€ иметь дело с некачественными, опасными и фальсифицированными товарами.

ќценива€ с этих позиций годы, прошедшие после 1990 г., можно констатировать, что решению этой проблемы не было уделено необходимого, достойного ее значимости, внимани€ со стороны государства.

ќдним из важных решений в этой области было введение сертификации. ќднако сертификаци€ не решила, да и не могла решить проблему защиты рынка в целом. ≈е главной задачей €вл€етс€, во-первых, подтверждение того факта, что продукци€ на момент оценки отвечает требовани€м нормативных документов и, во-вторых, что предпри€тие способно стабильно выпускать качественную продукцию. ѕродукци€ хранитс€, транспортируетс€, реализуетс€ и при ненадлежащем выполнении этих операций тер€ет свое качество или фальсифицируетс€. ѕоэтому должны вступать в силу другие элементы защиты рынка, такие, например, как государственный контроль и надзор.

  числу причин сложившегос€ у нас положени€ на рынке надо отнести также и то, что своевременно не был определен орган управлени€, отвечающий за ее решение на государственном уровне и обладающий дл€ этого всеми необходимыми полномочи€ми.

¬ этой св€зи полезно рассмотреть, как эта проблема решаетс€ в ≈вропейском союзе. ¬ рассматриваемом контексте есть две главные цели его создани€. ѕерва€ Ц сн€тие торговых барьеров между странами. » втора€ Ц защита своих рынков от недоброкачественной и фальсифицированной продукции. » прежде всего ставитс€ задача защитить свои рынки от продукции, поставл€емой из третьих стран.

ƒл€ этого в ≈вропейском союзе создана специальна€ структура, куда входит ≈вропейска€ комисси€, вырабатывающа€ ƒирективы по требовани€м безопасности, способам подтверждени€ соответстви€ и схемам контрол€ продукции с охватом всех этапов движени€ товаров от производител€ до потребител€. ѕринимаютс€ они ≈вропейским ѕарламентом.

ѕодготовку проектов директив дифференцированно по видам продукции, в зависимости от потенциальной опасности, степени риска дл€ потребителей и на основе изучени€ статистических данных о ее использовании и эксплуатации, осуществл€ют квалифицированные эксперты, работающие в специально создаваемых комитетах. ѕри этом, значительное внимание, как экономически наиболее целесообразным, удел€етс€ предупредительным мерам, снижающим риск поступлени€ на рынок недоброкачественной продукции. —реди них: допуск к производству, сертификаци€ или прин€тие декларации о соответствии изготовител€ на этапе допуска продукции на рынок, дорыночный надзор. Ќар€ду с этим предусматриваютс€, конечно, и меры контрол€ непосредственно на рынке Ц надзор за рынком.

¬ажным элементом защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции €вл€ютс€ также создаваемые за рубежом с использованием технологии штрихового кодировани€ информационные системы идентификации и учета документации и товаров, а также различные способы маркировани€ продукции, в том числе с использованием голографической защиты.

Ѕольшую роль в защите потребительского рынка от недоброкачественной продукции играет также примен€емый за рубежом механизм усилени€ материальной ответственности изготовителей, базирующийс€ на страховании риска нанесени€ ущерба потребител€м от поставки на рынок продукции, не соответствующей установленным требовани€м.

 аков механизм защиты потребительского рынка у нас и есть ли он вообще? ≈сть некие формы государственного регулировани€. ќни соответствуют формам, прин€тым в мировом сообществе. ¬месте с тем, как уже говорилось, необходимого конечного результата они не дают. ƒл€ того, чтобы правильно оценить ситуацию, целесообразно рассмотреть два аспекта такого положени€.

 

ƒ≈…—“¬”ёў»≈  ќ—Ќќ¬Ќџ≈  √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈  ‘ќ–ћџ  «јў»“џ  ѕќ“–≈Ѕ»“≈Ћ№— ќ√ќ  –џЌ ј  ќ“ Ќ≈ƒќЅ–ќ ј„≈—“¬≈ЌЌќ…  »   ќЌ“–ј‘ј “Ќќ…  ѕ–ќƒ” ÷»»

 

 

ѕервый Цнасколько эффективна кажда€ из рассматриваемых форм и второй, - представл€ют ли они в совокупности механизм, действующий как единое целое.

¬ этих цел€х рассмотрим основные негативные €влени€, которые характерны дл€ нашего рынка. —реди них можно отметить следующие:

производство и реализацию товаров и услуг осуществл€ют хоз€йствующие субъекты, не имеющие соответствующих условий дл€ обеспечени€ их качества и безопасности. ¬ результате различных Ђновацийї оказались ослабленными службы технического контрол€, метрологического обеспечени€ и испытаний готовой продукции, входного контрол€ комплектующих изделий и материалов;

-          в сферу производства и обращени€ вовлечено большое число недобросовестных лиц, ориентированных на быстрое извлечение прибыли в ущерб качеству реализуемых товаров и услуг. Ёто вызвано слабым правоприменением законодательства в области ответственности за качество и безопасность поставл€емого товара;

-          в торговую сеть поступает большой объем товаров, не проходивших или не прошедших сертификацию (в 1999 году объем таких товаров превысил 1 млрд. руб.), сопровождаемых фальшивыми копи€ми сертификатов (на сумму более 2 млрд. руб.);

- торгова€ сеть принимает на реализацию опасную и фальсифицированную продукцию, в том числе и поставл€емую из-за рубежа нелегально недобросовестными импортерами;

- деформации в экономике привели к по€влению большого числа организаций-посредников (например, на 125 тыс. организаций розничной торговли приходитс€ 225 тыс. организаций-поставщиков товаров). ” большинства из них отсутствует минимальна€ Ђкультураї обеспечени€ качества своей де€тельности. Ёто приводит к тому, что, как правило, в значительной части договоров поставки не устанавливаютс€ требовани€ к качеству и безопасности продукции, а также требовани€  проверки соответстви€ товаров услови€м договора. ¬ результате нарушаетс€ цепочка договорной ответственности за качество и безопасность поставл€емой продукции.

√лавный вывод из изложенного состоит в том, что примен€емые у нас формы государственного регулировани€ в целом не €вл€ютс€ эффективным барьером дл€ недоброкачественной продукции.

¬ы€снение причин такого положени€ €вл€етс€ предметом специального анализа. «десь же мы остановимс€ коротко на некоторых из них.

ѕрежде всего, необходимо отметить, что государственный надзор и контроль, €вл€ющийс€ важнейшей формой защиты потребителей, недостаточно у нас результативен. »меет место дублирование де€тельности контролирующих органов, практически отсутствует государственное финансирование, слабо защищены государственные контролеры. ¬озникают серьезные проблемы с сохранением квалифицированного кадрового состава.

ƒопуск к производству на основе лицензировани€. ѕо нашему мнению, главный недостаток его состоит в том, что в процессе выдачи лицензии не используютс€ современные методы, такие, например, как оценка производства с использованием стандартов »—ќ серии 9000 или широко примен€ема€ за рубежом дл€ пищевых производств система ’ј——ѕ (анализ рисков по критическим точкам). »х использование обеспечивает значительную уверенность в том, что хоз€йствующий субъект может выпускать качественную и безопасную продукцию.

ќб ответственности. ƒействующее законодательство предусматривает, как показывает анализ, достаточно правовых норм дл€ защиты потребител€ от недоброкачественной продукции. ¬месте с тем, на практике их эффективность крайне низка. ѕричин здесь много, в том числе, св€занных с криминализацией общества и недостатками судебной системы.  роме того, необходимо сказать еще об одном важном моменте, который про€вл€етс€ при сравнении наших законодательных норм в этой области с нормами ≈вропейского союза. Ќапример, и у нас, и у них есть норма, устанавливающа€ ответственность изготовител€. Ќо в ≈вропейском союзе есть дополнительна€ норма, котора€ резко мен€ет ситуацию в сторону более четкого предъ€влени€ претензий к изготовителю и установлени€ факта его вины: "¬ том случае, когда вред был вызван как дефектом издели€, так и действием (или бездействием) третьего лица, объем ответственности изготовител€ за этот вред не подлежит уменьшению". ќчевидно, что эта норма вносит большую определенность в дело вы€влени€ того, кто должен компенсировать ущерб. ѕодобные ситуации должны стать предметом тщательного изучени€ с целью корректировки законодательства.

ќтносительно маркировани€ и учета движени€ товара. јнализ показывает, что на нашем потребительском рынке находитс€ до 50% неучтенной продукции. “ака€ ситуаци€ заставила ѕравительство –оссийской ‘едерации постановлением от 17 ма€ 1997 г. є 601 дл€ р€да товаров ввести систему маркировани€ товаров знаком соответстви€ с учетной информацией к нему, защищенным от подделок. Ёта мера принесла значительный эффект на пути пресечени€ поступлени€ на потребительский рынок фальсифицированных и недоброкачественных товаров.

≈е критики используют сегодн€ различные способы дл€ отмены этого постановлени€, в том числе, дела€ ссылку на отсутствие такого маркировани€ за рубежом. ƒа, действительно, там этого нет. Ќо там есть друга€ и более жестка€ мера. ¬о многих странах, как уже говорилось, созданы информационные системы учета движени€ сопроводительных документов и товаров на базе технологии штрихового кодировани€.  онечно, создание у нас такой системы решило бы проблему идентификации, учета движени€ документации и непосредственно товаров на всем их пути до потребител€. Ётот вопрос сейчас рассматриваетс€ в ѕравительстве. ќднако, на это потребуютс€ значительные средства и врем€.

ќбобща€ сказанное, можно сделать вывод о том, что единого механизма защиты потребительского рынка у нас нет. ≈сть отдельные формы, действующие хуже или лучше, но не представл€ющие в совокупности систему взаимосв€занных действий.

 роме того, ситуаци€ осложн€етс€ и тем, что слишком мало у нас сделано в области саморегулировани€ рынка, развити€ общественных форм защиты потребительского рынка, защиты прав интеллектуальной и промышленной собственности и товарных знаков.

Ѕолее подробно рассмотрим одну из форм защиты потребительского рынка Ц подтверждение соответстви€. 

ѕодтверждение соответстви€ (сертификаци€ и прин€тие декларации изготовителем о соответствии) €вл€ютс€ общепризнанным в мировом сообществе механизмом защиты потребительского рынка. ќб этом говорит, например, опыт ≈вропейского союза, где существует практика об€зательного подтверждени€ соответстви€ европейским директивам. —егодн€ этой процедурой охвачено более 25% продукции, и ее объем посто€нно растет по мере разработки европейских стандартов и директив (начина€ с 1987 г. число директив увеличилось в 11 раз). ƒл€ выполнени€ этих работ создана сеть уполномоченных органов. ѕо существу это аналог нашей об€зательной сертификации.

¬ последнее врем€ оппоненты как за рубежом, так и внутри страны, критику€ наш подход к подтверждению соответстви€, искажают, представл€ют в радужном цвете де€тельность по подтверждению соответстви€ в ≈вропейском союзе. ќсновной их тезис Ц там нет таких торговых барьеров, какие есть у нас.

Ќа самом деле по отношению к третьим странам прин€тый в ≈вропейском союзе допуск товаров на рынок достаточно труден. ≈сть специальна€ директива —овета ≈Ё— є 333/93 от 8 феврал€ 1993 г., в соответствии с которой дл€ третьих стран, а это значит  и дл€ –оссии, поставлен барьер в виде перечн€ продукции, подлежащей подтверждению соответстви€ непосредстенно при прохождении таможенных пунктов союза на предмет ее соответстви€ ≈вропейским директивам.

ћного говоритс€ сегодн€ также и о необходимости более широкого применени€ у нас декларации о соответствии изготовител€. ¬ частности, с таким предложением в ѕравительство –оссийской ‘едерации со ссылкой на опыт ≈вропейского союза, обратилась группа фирм-производителей информационных технологий и сложной техники. ƒействительно деклараци€ изготовител€ там широко примен€етс€, но из всего объема продукции, подлежащей подтверждению соответстви€ на основе декларации, только часть и небольша€ идет по так называемой "чистой" декларации. ќстальна€ - по декларации с участием третьей стороны, т.е. специально уполномоченных органов на проведение испытаний или на проверку наличи€ на предпри€тии системы качества, отвечающей требовани€м стандартов »—ќ серии 9000.

 роме того, не все так хорошо у этих фирм и с качеством продукции. »меютс€ убедительные факты того, что они не в состо€нии обеспечить надежный контроль качества и безопасности своих изделий без участи€ третьей стороны. ѕо результатам проведенной сертификации количество единиц опасной продукции только дл€ фирм, €вл€ющихс€ безусловно флагманами в мире по производству такой техники, составл€ет около 20000 единиц в год. —  рынка —Ўј фирма IBM отозвала 56000 цветных мониторов и 220000 адаптеров, а фирма ’ьюлетт-ѕаккард отозвала 10000 струйных принтеров. ¬ св€зи с этим возникает законное сомнение возможности допуска их товаров на наш рынок на основе декларации без третьей стороны.

ќбраща€ внимани€ читател€ на эти факты, мы ни в коей мере не хотим сказать, что в отечественной практике подтверждени€ соответстви€ нет проблем. ќднако, направлени€ ее совершенствовани€ должны определ€тьс€ с учетом фактического зарубежного опыта и исход€ из оценки реальной ситуации на нашем рынке.

«а прошедший период после введени€ у нас сертификации были предотвращены сотни тыс€ч возможных травм, отравлений и даже смертельных случаев, а также нанесение вреда имуществу граждан и окружающей среде. ¬месте с тем, в послании ѕрезидента –оссийской ‘едерации ‘едеральному —обранию –оссийской ‘едерации говоритс€ о ее избыточности на сегодн€шний день. ”странение этого недостатка носит объективный характер. Ќар€ду с этим не снимаетс€ и ответственность государства за защиту отечественного потребител€ от недоброкачественной продукции. “аким образом, с одной стороны необходимо сн€ть избыточность сертификации, а с другой - обеспечить необходимую защиту потребителей.

¬ насто€щее врем€ √осстандартом –оссии организованы специальные группы экспертов, задача которых состоит в подготовке предложений по сокращению перечн€ продукции, подлежащей сертификации, и расширению перечн€ продукции, допуск на рынок которой будет разрешен на основе декларации о соответствии изготовител€.

 ардинальному решению этой задачи в полной мере отвечает представленный в ѕравительство –оссийской ‘едерации проект ‘едерального закона "ќ подтверждении соответстви€ продукции и услуг нормативным требовани€м", разработанный √осстандартом –оссии совместно с другими федеральными органами.

ќдно из принципиальных положений законопроекта состоит в том, что об€зательное подтверждение соответстви€ осуществл€етс€ путем сертификации только той продукции, котора€ представл€ет наибольшую потенциальную опасность. ѕредусмотрено, что изготовитель (перва€ сторона) вправе принимать декларацию о соответствии, основанную на собственных доказательствах о соответствии или на доказательствах, полученных с участием органов по сертификации (третьей стороны). Ёто приведет к резкому сокращению перечн€ продукции, подлежащей об€зательной сертификации, и будет способствовать:

-          снижению затрат изготовителей (продавцов, исполнителей) без увеличени€ риска нанесени€ ущерба реализуемым товаром и развитию малого предпринимательства;

-          ускорению товарооборота на российском рынке;

-          созданию благопри€тных условий дл€ вступлени€ –оссии во ¬семирную торговую организацию (¬“ќ).

¬се вышеизложенное подтверждаетс€ в отзывах, подготовленных авторитетными зарубежными и отечественными организаци€ми.

“ак эксперты программы TASIS отмечают, что "проект закона стал весьма позитивным шагом в направлении более либеральной, открытой и прозрачной системы, сохранив вместе с тем в силе необходимые средства дл€ априорного надзора за рынком, составл€ющим в услови€х –оссии насущную потребность обеспечени€ безопасности граждан".

ƒетальную проработку законопроекта провели также специалисты »нститута законодательства и сравнительного правоведени€ при ѕравительстве –‘. ¬от их заключение: "ѕредставленный проект направлен на совершенствование российского законодательства и сближение его с международной практикой с целью интеграции –оссии в мировую экономическую систему и присоединени€ ее к ¬семирной торговой организации".

«аключение сделала и консультативна€ группа по иностранным инвестици€м (FIAS) ¬семирного банка в сотрудничестве с российской компанией "»нвест »н". ¬ результате анализа проведени€ сертификации в –оссийской ‘едерации она не ставит под сомнение ее необходимость и правильность подхода к организации этой работы. –екомендуетс€ устранить недостатки в практике ее проведени€. ќтмечаетс€, что по мнению большинства инвесторов сертификаци€ в –оссии €вл€етс€ значительно меньшим барьером дл€ них нежели, например, валютное регулирование и таможенна€ де€тельность, а стоимость ее значительно меньше, чем аналогична€ де€тельность за рубежом.  райне важна€ оценка заключаетс€ также в том, что территориальные органы √осстандарта –оссии в работе по сертификации не €вл€ютс€ монополистами, а действуют в услови€х жесткой конкуренции.

 

ƒиаметрально противоположные оценки под флагом действительно необходимого дела Ц дерегулировани€ экономики Ц делают лица, привлекаемые дл€ решени€ этой проблемы ћинэкономразвити€ –оссии. ¬ыработанна€ ими концепци€ по сути скорее уход от решени€ проблемы, нежели реальные меры по улучшению ситуации на потребительском рынке: исход€ из концепции защиты потребительского рынка, суть которой состоит в максимальном облегчении доступа товаров на рынок, предлагаетс€ по существу убрать сертификацию, а весь контроль за продукцией сосредоточить на рынке. Ётот путь чреват весьма негативными последстви€ми, в частности, резким ростом объемов опасных товаров на рынке, и естественно, увеличением возможностей нанесени€ вреда здоровью, жизни и имуществу потребителей. ќт него сегодн€ по экономическим причинам отказались практически все зарубежные страны, включа€ страны ≈вропейского —оюза, —Ўј, и японии.

ѕредусматриваемое этим подходом повышение ответственности за качество недобросовестных изготовителей и продавцов вр€д ли окажетс€ результативным, поскольку устранение действующих сегодн€ защитных барьеров приведет к созданию огромного количества предпри€тий - "однодневок", дл€ которых главным €вл€етс€ получение быстрой и чаще всего незаконной прибыли. —бросил товар и пропал. ѕроконтролировать де€тельность таких "однодневок" невозможно, да и какой должна быть арми€ инспекторов, и как это отразитс€ на цене продукции и интересах потребителей, если все это неминуемо приведет к увеличению несанкционированных "поборов" с их стороны, незаконному рэкету по отношению к поставщикам и продавцам. ¬ ≈вропе в свое врем€ таких €влений избежать не удалось.

ѕри организации контрол€ только на рынке общие затраты будут намного больше затрат на предотвращение по€влени€ на рынке недоброкачественной продукции. „ем на более раннем этапе будет вы€влена эта продукци€, тем дешевле это обойдетс€ в целом дл€ экономики страны, тем выгоднее это потребител€м, изготовител€м и продавцам.

 роме того, будет ли большой прок от того, что государство более строго начнет наказывать виновных за нарушение правил работы на рынке Ц главное не ужесточение ответственности, которое имеет пределы результативности, а неотвратимость наказани€. ј вот потребитель будет однозначно в проигрыше. ѕроиграет и государство, так как будут впустую потрачены ресурсы.

”казанна€ концепци€ реализована в проекте ‘едерального закона Ђќ стандартизации и подтверждении соответстви€ї, подготовленном ћинэкономразвити€ –оссии. ≈го анализ, проведенный специалистами ¬сероссийского Ќ»» сертификации по поручению √осстандарта –оссии, показывает, что многие позиции документа неверны и противоречат мировой практике. — этим, кажетс€, сегодн€ согласились и сами его разработчики.

„то же касаетс€ предлагаемого в этом проекте введени€ об€зательной сертификации только дл€ продукции, имеющей государственный заказ, то по нашему мнению, это вообще не имеет смысла. ѕо своей природе сертификаци€ востребуетс€ главным образом тогда, когда продукци€ поступает на обезличенный рынок, дл€ широкого круга потребителей, часто не имеющих возможности самосто€тельно оценить ее безопасность. ≈сли есть конкретный заказчик, то он несет ответственность за безопасность использовани€ заказываемой им продукции и нет необходимости размывать его ответственность за это с органом по сертификации.

Ќаша позици€ сводитс€ к тому, что защита потребительского рынка должна предусматривать комплекс сбалансированных мер, реализуемых на всем пути движени€ товара от изготовител€ к потребителю. √осударственный механизм, позвол€ющий предотвратить по€вление на рынке опасной и фальсифицированной продукции должен представл€ть собой единую систему действий, где каждое звено не может рассматриватьс€ изолированно от других. ¬ведению новых или исключению действующих форм регулировани€ должен предшествовать анализ всей цепочки, исход€ из достижени€ конечной цели. √лавный критерий здесь - это безопасность потребител€ и минимальные затраты производител€.

¬ зависимости от сложности, потенциальной опасности продукции состав форм может быть различен.

ћеры государственного регулировани€ рынка должны сочетатьс€ с мерами, направленными на создание условий дл€ его саморегулировани€ на базе развити€ систем добровольной сертификации, формировани€ профессиональных сообществ, ассоциаций, гильдий и т.п., де€тельности торгово-промышленных палат и обществ потребителей, а также радикальном улучшении системы защиты прав интеллектуальной и промышленной собственности, товарной марки.

ќт редактора

ј разве сейчас есть проблема в саморегулировании рынка?  ак раз на мой взгл€д только этот самобаласирующийс€ механизм и вытаскивает экономику. Ќапример, при полном отсутствии хорошей нормативной базы, успешно развиваютс€ курьерские услуги и перевозки от двери до двери, и уже по€вл€ютс€ крупные системные операторы таких услуг. √де пока что все строитс€ на доверии. Ёто ли не саморегулирование?

 омплекс мер по защите потребительского рынка, естественно, должен опиратьс€ на соответствующие базисные меры, назначение которых более широкое, чем только защита потребительского рынка: формирование и реализаци€ национальной политики –оссии в области качества продукции и услуг, предусматривающей, в том числе, внедрение систем управлени€ качеством, формирование условий дл€ добросовестной конкуренции, реализации антимонопольного законодательства, защите интеллектуальной собственности, включа€ товарные знаки.

Ќиже рассматриваетс€ разработанный ¬Ќ»»—ертификации √осстандарта –оссии в инициативном пор€дке проект основных положений по защите потребительского рынка от недоброкачественной продукции.

1. ќпределение пон€ти€ "недоброкачественна€ продукци€"

ѕродукци€, представл€ема€ на рынке потребител€м, должна соответствовать об€зательным требовани€м, установленным законодательством –оссийской ‘едерации и соответствующими нормативно-техническими документами (технические регламенты, √ќ—“ы, —анѕиЌы и др.).

ѕродукци€ одного и того же назначени€ по своим потребительским свойствам может быть различного уровн€ качества, ориентированного на разные уровни платежеспособного спроса, а также разные потребности, вытекающие из спроса на рынке (демографические, возрастные и иные особенности). ѕри этом:

-          покупателю должна быть доступна полна€ информаци€ о качестве товара дл€ осознанного его выбора;

-          реальное качество товара должно полностью соответствовать качеству, за€вленному в информации о товаре и в нормативной документации.

»сход€ из этого, под недоброкачественной продукцией необходимо понимать ту продукцию, качество которой не соответствует об€зательным требовани€м к ней и/или не соответствует качеству, за€вленному в информации о товаре и нормативно-технической документации на него.

2. ќсновные принципы формировани€ механизма защиты потребительского рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции.

ќни включают:

- минимизаци€ риска представлени€ недоброкачественного товара потребителю непосредственно на рынке;

- экономическа€ целесообразность при условии соблюдени€ интересов производителей, потребителей и государства;

- сбалансированное введение в действие государственных и общественных рычагов защиты рынка на всем пути движени€ товара от изготовител€ к потребителю. ѕри этом состав и содержание форм может быть различным применительно к конкретным видам товаров с учетом их сложности, потенциальной опасности и т.д.;

- тенденци€ в отношении применени€ тех или форм защиты должна смещатьс€ в сторону предупредительных мер. Ётот подход отвечает современным тенденци€м и мировой практике в области управлени€, которое ориентируют органы управлени€ на профилактику (предотвращение) несоответствий (дефектов), а не на их вы€вление Ц чем раньше вы€влена недоброкачественна€ или фальсифицированна€ продукци€, тем дешевле это обойдетс€ дл€ экономики.

3. ќсновные направлени€ защиты потребительского рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции.

3.1. Ќеотвратимость ответственности изготовител€, а также той организации в цепи Ђизготовитель-потребительї, по вине которой произошла порча продукции или искажение информации о ее фактических характеристиках.

»зготовителем €вл€етс€ та организаци€, котора€ проставл€ет на товаре свое им€, товарный знак, свою марку или иную аналогичную информацию. »зготовителем также считаетс€ импортер продукции, а также продавец, в случае, если производитель продукции не может быть идентифицирован.

ѕо отношению к потребителю должна действовать презумпци€ невиновности, выражающа€с€ в следующем:

Х брем€ доказательства, что потребителю была реализована доброкачественна€ продукци€, лежит на изготовителе;

Х потребитель должен доказать только величину ущерба, наличие дефекта и св€зь между дефектом и ущербом;

Х если дефект продукции, нанесший ущерб потребителю, возник не по вине последнего, а изготовитель или продавец не могут быть идентифицированы вследствие их исчезновени€, то об€зательства по возмещению ущерба несет государство.

Ќеотвратимость ответственности изготовител€ за безопасность и качество и передача этой ответственности организации, виновной в порче продукции, будет посто€нно побуждать все организации, сто€щие в цепочке изготовитель-продавец-потребитель, устанавливать устойчивые св€зи с надежными поставщиками, требовать доказательств доброкачественности продукции и обеспечивать ее сохран€емость дл€ передачи на следующий этап. Ёто положение также направлено на изъ€тие из оборота недоброкачественной продукции, обнаруженной контролирующими органами.

3.2. ‘ормы защиты потребительского рынка.

ƒопуск к производству на основе проверки способности организации производить доброкачественную продукцию (не допускать порчу продукции).

Ёта мера направлена на предотвращение попадани€ на рынок особо опасной продукции и на предотвращение порчи продукции при ее обращении (транспортировании, хранении и др.).

ќдной из форм его реализации может быть применение на предпри€ти€х-производител€х продукции, а также осуществл€ющих транспортирование, хранение и продажу продукции, эффективных систем качества. ƒл€ предпри€тий пищевой продукции внедрение системы ’ј——ѕ, о которой говорилось ранее.

ѕредотвращение и профилактика попадани€ на рынок недоброкачественной продукции.

–еализаци€ этого положени€ направлена на снижение риска попадани€ на рынок недоброкачественной продукции. ќна особенно важна по отношению к продукции, контроль которой требует больших затрат времени и средств, а также в тех случа€х, когда дефекты могут обнаружитьс€ только в эксплуатации.

ћетодами предотвращени€ попадани€ на рынок недоброкачественной продукции €вл€ютс€:

Х об€зательное подтверждение соответстви€ с маркированием знаком допуска на рынок (дл€ продукции, представл€ющей потенциальную опасность). ќб€зательное подтверждение соответстви€ вводитс€ законодательно и €вл€етс€ формой государственного регулировани€. ќбласть и способы об€зательного подтверждени€ соответстви€ должны поэтапно сближатьс€ с прин€тыми в международной практике и отвечать требовани€м ¬семирной торговой организации. ¬ части малоопасной продукции должно примен€тьс€ декларирование безопасности изготовителем. ¬ стране должна быть создана едина€ система аккредитации органов по подтверждению соответстви€, обеспечивающа€ объективность и компетентность их де€тельности;

ѕо нашему мнению система об€зательного подтверждени€ соответстви€ должна органично сочетатьс€ с механизмом усилени€ материальной ответственности изготовителей, базирующимс€ на страховании риска нанесени€ ущерба от поставок на рынок продукции не соответствующей установленным требовани€м. ѕри этом степень материальной ответственности, а, следовательно, и величина страхового взноса должна быть непосредственно св€зана с факторами риска продукции, а также определ€ть форму подтверждени€ соответстви€: об€зательна€ сертификаци€ или деклараци€ изготовител€ о соответствии. “ем самым, с одной стороны, поставщику предоставитс€ возможность самому выбирать способ продвижени€ своей продукции на рынок, а с другой Ц интересы государства по защите законодательно установленных требований к продукции и потребителей будут поддержаны материальной ответственностью страховой компании.

“акой подход не только повысит результативность мер по защите потребительского рынка, но и будет €вл€тьс€ серьезным шагом в демократизации взаимоотношений между изготовител€ми, государством и потребител€ми в вопросах подтверждени€ соответстви€, в дерегулировании этой де€тельности на объективной основе.

Х добровольна€ сертификаци€ дл€ подтверждени€ соответстви€ продукции за€вленному качеству. ƒобровольна€ сертификаци€ осуществл€етс€ по желанию за€вителей (изготовители, продавцы и др.) и €вл€етс€ рыночным механизмом;

Х идентификаци€ и учет движени€ соответствующей документации и товаров в сфере обращени€, с соответствующей их защитой, в том числе с использованием голографических марок.

–азделение полномочий между органами исполнительной власти, осуществл€ющими государственный контроль и надзор за продукцией, усиление их ответственности за нарушение правил контрол€ и надзора, а также за ненадлежащее проведение контрол€ и надзора.

ƒолжна быть организована скоординированна€ система государственного и общественного контрол€ и надзора, позвол€юща€ своевременно вы€вл€ть недоброкачественную и фальсифицированную продукцию. ≈е действенность должна быть обеспечена эффективной системой взаимодействи€ контролирующих, правоохранительных и судебно-исполнительных органов, а также оперативной, лишенной бюрократизма, процедурой рассмотрени€ жалоб потребителей.

3.3. ‘ормирование условий саморегулировани€ в среде хоз€йствующих субъектов на рынке.

Ёта де€тельность должна быть направлена на организацию профессиональных сообществ (ассоциаций, промышленных групп, гильдий и т.п.), одна из задач которых заключаетс€ в создании режима добропор€дочности в профессиональной среде и поддержании престижа торговой марки.

¬ажным направлением в этой работе €вл€етс€ также содействие государства де€тельности торгово-промышленных палат и обществ потребителей.





“акже на сайте:
 огда персонал больше, чем капитал
ѕринципы работы с персоналом в —ћ 

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?