Сейчас проблемы качества настолько усложнились, что они могут быть успешно решены, только если будет сформирована новая организационная структура. Эти проблемы "переросли" существующую организационную структуру. (Арманд В. Фейгенбаум)

Без меры нет ответственности

Тезисы выступления на семинаре в Казани 14 мая 2008 г. "О роли качества менеджмента на предприятиях России в достижении успеха на рынках России и за рубежом"

Я считаю, что тема данного учебно-методического семинара весьма актуальна. Система управления (менеджмента, как мы теперь говорим) — главное средство, обеспечивающее протекание любых процессов и в производстве, и в обществе. От управления зависит, будет ли движение ускоренным или замедленным, и в нужном ли направлении пойдет развитие. На всех уровнях обсуждаются способы усовершенствования систем управления, а вопрос об интегрированных системах — одна из проблем, решаемых в этом контексте.

Действительно, практика интеграции систем, построенных по международным стандартам ИСО серии 9000, ИСО серии 14000, международным стандартам безопасности на производстве и социальной ответственности, дает выигрыш при организации процессов внедрения и сертификации, упорядочивает систему документации и т.д. Но я сильно сомневаюсь, что в итоге мы получим ожидаемый результат, поскольку обращаем мало внимания на самые основные, корневые вопросы, связанные с построением систем управления, которыми корифеи менеджмента начали заниматься задолго до появления понятия "интегрированные системы". Желание перейти сразу к высшей математике, минуя начала алгебры, никогда ни к чему хорошему не приводили.

Позволю себе напомнить о некоторых обязательных требованиях к системам. Сейчас, когда в экономике России восстановление после кризиса 90-х годов близится к завершению, важно не потерять темп и не перейти к замедленному, застойному течению процессов. Так называемый План Путина и политические установки вновь избранного президента ориентируют нас не только на сохранение, но и на увеличение темпов развития. Однако мы знаем: установки это — одно, а реальная жизнь — другое. Чтобы желаемое стало реальностью, необходима воля руководителей, средства для реализации задуманного, причем, в первую очередь, — хорошо подготовленные кадры и четко установленная ответственность.

Все эти факторы работают, если система управления построена грамотно, если ее основой является хорошо известный нам из стандартов ИСО серии 9000 управленческий цикл Деминга-Шухарта PDCA, обеспечивающий непрерывное совершенствование: "План — Выполнение — Проверка — Действие", и далее — повторение цикла по спирали, которую называют спиралью Джурана.

Это те самые основы алгебры, упоминаемые в любом курсе обучения тех, кто собирается внедрять СМК, к сожалению, редко до конца усвоенные и реально действующие. Это происходит не без вины преподавателей, которые склонны больше внимания уделять правилам оформления документов системы, чем освоению фундаментальных знаний.

Это очень распространенная беда. Известный специалист в области менеджмента качества Тито Конти в книге, которая написана в 2003 — 2005 гг. и вышла на русском языке в 2007 г. (она называется "Качество: упущенная возможность?"), отмечает, что большинство компаний не достигает поставленных целей в области качества и совершенствования бизнеса, поскольку реализует только две первые фазы цикла PDCA — планирование и выполнение — и игнорируют обязательность последующих фаз, т.е. не проводят всесторонней проверки и систематизации результатов. А без этого невозможно осуществлять корректировку и совершенствовать свою деятельность. Причем замечание Конти относится к европейским компаниям, где ситуация более благополучная, чем в России.

У нас даже первая фаза — планирование — выполняется нечетко. За годы экономической неразберихи мы отвыкли от нормального планирования, особенно на высшем уровне. Вместо четких планов в последние годы принято разрабатывать "концепции", "основные направления" и "программы". Эти виды документов тоже нужны, но должны иметь свое развитие в планах с четкой системой показателей и их количественными значениями и установленными конкретными сроками поэтапного исполнения. Если нет конкретики, невозможно проверить исполнение и спросить с кого следует. Нет меры — нет ответственности!

Например, в политических декларациях последних лет очень много говорилось и говорится о повышении качества жизни. На это нацелены национальные проекты. Однако, когда обращаешься к материалам, освещающим перспективы развития страны, удивляет малое количество цифр, характеризующих цели: объем ВВП, уровень инфляции, деньги, отпускаемые на реализацию программ и проектов — и, пожалуй, все. Поэтому и остаются благими пожеланиями многие начинания. А ведь в ООН существует методология оценки благосостояния общества, где используются 33 конкретных измеримых показателя. На основе этой методологии в странах разрабатываются соответствующие планы с использованием тех показателей из "набора", которые в данный момент наиболее важны для страны.

Когда крупная компания (а каждая страна — это своего рода крупная компания) работает над внедрением интегральных систем, вопросы планирования и взаимоувязки показателей, характеризующих достижение целей, необходимо решать очень тщательно, иначе интегральная система рискует превратиться в сборник не очень нужных документов, как это происходит с СМК, разработанными ради сертификата.

Я считаю, что первым шагом при внедрении системы любого уровня, будь это только СМК, или только система экологического менеджмента, или ИСК, — должна быть в первую очередь проведена тщательная самооценка, чтобы сделать ясными цели внедрения системы. А дальше спланировать достижение целей, указав определенные количественные показатели, с помощью которых можно будет на третьем этапе цикла Деминга-Шухарта: четко установить степень достижения и приступать к дальнейшим действиям: что-то скорректировать, где-то добавить ресурсов и т.п.

Кому-то покажется, что я рассказываю о тривиальных вещах, но когда мы постоянно говорим о том, что системы качества не дают должного эффекта, что это только бумаготворчество, отвлекающее от настоящего дела, стоит проверить, хорошо ли мы усвоили азы науки управления и не надо ли господам-лидерам, возглавляющим процесс внедрения систем, проэкзаменовать себя и своих коллег на знание основ управления качеством.

Сейчас ведется довольно оживленная дискуссия о том, какими должны быть эффективные системы качества в будущем. В частности, в журнале "Стандарты и качество" был ряд таких материалов. Это связано как с проблемой неэффективности внедренных и сертифицированных систем, так и с грядущим плановым пересмотром стандартов ИСО серии 9000.

В частности, сообщалось, что ИСО/ТК 176 собирается вносить изменения не в ИСО 9001, т.е. не в тот стандарт, по которому ведется сертификация, а в ИСО 9004, являющийся руководством по освоению методологии TQM, а она, как известно, составляет основу современных стандартов по менеджменту качества. Фактически нас с вами ориентируют на более активное использование учебника, а не на заучивание готовых решений. И это мне кажется сигналом к новому подходу в овладении системами управления.

В связи с обсуждением будущего систем качества хотелось бы обратить внимание на опубликованную в журнале "Стандарты и качество" в ноябре прошлого года статью А.В. Гличева "Предел или плацдарм развития". Там высказано много интересного, в том числе мысль, связанная, как мне думается, с обсуждаемым вопросом об интегральных системах. Автор обращает внимание на то, что эффективность систем качества зависит не только от выбранной модели. Он пишет: "Модель системы качества — лишь "каркас", который становится системой, только наполнившись живой тканью человеческих действий и отношений в разнообразных сферах и средах, распределенным по блокам модели. Весь этот комплекс движется, меняется в пропорциях и составе. Это обусловливает двуединую природу системы качества, выражающейся в слиянии модели и действий людей. Именно такое двуединство является фактором роста эффективности системы. Оно требует гармонии между профессиональными навыками работников, технологическими и эстетическими свойствами орудий и предметов труда; гармонии во взаимоотношениях между людьми-участниками производственного процесса, что связано с нравственностью и этикой; гармоничного сочетания формальной и содержательной сущности системы качества, что автор связывает со стандартизацией".

Думается, что все это в целом очень интересное наблюдение за жизнью систем, которое еще надо осмыслить, чтобы сделать практические выводы. Но первый вывод можно сделать уже сейчас, и он связан с тем, что было сказано в начале: системы не будут работать до тех пор, пока модели высшего уровня не будут осваиваться людьми с высшим образованием в области качества, т.е. необходимо соблюдение гармонии между уровнем системы и подготовленностью персонала. В заключение — маленькое замечание: говоря о высшем образовании, я не имею в виду вузовские дипломы, а говорю о серьезном и глубоком освоении всего того, что накоплено в теории и практике управления качеством и в общем менеджменте.

С позиций качества

Социально-экономические и политические кризисы в нашей истории оказывают самое прямое воздействие на состояние обороноспособности страны. Период наиболее моей активной трудовой деятельности пришел на последнюю четверть XX века и совпал с пиком расцвета оборонного комплекса. И вот очередное заседание Комиссии по ОПК при РСПП. Тема вечная и всегда нужная: "Развитие базовых технологий. Создание конкурентоспособной продукции мирового уровня". Эту тему нужно обсуждать ежеквартально и в течение 10 лет, до тех пор, пока по настоящему не возродим промышленность, армию и флот. Главное у нас нет экономической модели развития. Идет сползание страны в технологическое захолустье. Я приведу некоторые цифры, которые не могут не влиять на наши действия и поступки сейчас и в будущем.

Импорт за 2003-2006 гг. вырос с 22% до 32%. Экспорт замедлился с 12% до 5%. Темпы роста промышленности в целом снизились с 8,9% до 3,9%.

В реальном секторе экономики, в промышленности объем производства не достиг 85% от советского уровня. За 15 лет реформы объем финансирования науки уменьшился в 15 раз. Россия экспортирует высокотехнологичной продукции в три раза меньше чем Филиппины, 4,5 раза меньше чем Тайланд, в 10 раз меньше Мексики, в 13 раз меньше Малайзии и Китая, в 17,5 раз меньше Южной Кореи (здесь поставки вооружения не учитываются).

Вертолетный парк изношен на 80%. В ВВС только 50% исправных самолетов. Ракетоносная авиация уменьшилась в 6 раз. ЗРК ПВО сократилось в 4 раза. 70% РЛС и радиотехнических комплексов выработало ресурс. В промышленности квалифицированных рабочих не более 3%, а в Евросоюзе около 50%.

Я вспоминаю, когда руководил судостроением России в составе флота была 361 ПЛ из них 185 атомных. Сейчас ПЛ в 5 раз меньше (менее 60). Корабельный численный состав в 5 раз меньше.

В последнюю пятилетку Советского союза было создано 400 судов гражданского профиля. В последнюю пятилетку (2001 - 2006) только четыре. Примеров можно приводить много, но они не должны нас расслаблять. Они должны мобилизовать весь творческий потенциал людей на решение тяжелейшей задачи, но реализуемой – создание в кратчайшие сроки конкурентоспособной качественной продукции мирового уровня.

Что касается моего выступления, то я решил остановиться на теме, которая является одной из ключевых. Тема эта – качество. В одном из президентских посланий Федеральному собранию были такие слова: "Сегодня – чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занять ведущие позиции – мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. Это вопрос нашего экономического выживания".

Если подсчитать потери от брака на производстве, дополнительные расходы на исправление ошибок и ремонт, потери потребителей, а к этому еще прибавить затраты на избыточную энергоемкость, на восстановление окружающей среды, ущерб составит астрономические цифры.

К сожалению, многие российские менеджеры пока не готовы реализовывать идею Total Quality Managment (TQM). В настоящее время стоит задача внедрения идей качества во все сферы общества как стратегии повышения эффективности экономики в условиях глобализации рынков.

Конкретным подтверждением новых подходов к качеству стала эволюция известных международных стандартов ИСО серии 9000. Один из директоров оборонного предприятия как-то сказал: "ИСО не догма; а способ организации мышления. Это совершенно новая философия, и нам необходимо ее принять". Вот здесь-то и проблема. Каждые 10 минут в мире выходит книга о качестве. Издательство "РИА "Стандарты и качество" издает книги и журналы о качестве, но при встрече с моими друзьями – директорами предприятий я разочаровываюсь. Не читают. Движение за качество в любом масштабе ни начаться, ни развиваться не может без лидера. Лидерство руководителя — один из важных принципов философии менеджмента качества. Именно он должен поверить в необходимость системного подхода к совершенствованию деятельности предприятия и обеспечению качества продукции. Если этого нет, если руководитель оставил это дело на откуп помощникам, то толку не будет.

Невежество и невнимание к культуре качества — это неприятная действительность. Из 150 тысяч предприятий участвуют в различных конкурсах по качеству не более 3%. Это позор. Мы уступаем даже небольшим странам по количеству внедрения систем менеджмента качества (СМК). В доктрину национальной безопасности США вошли вопросы качества и конкурентоспособности. А у нас? Сами понимаете...

Беда – нежелание узнавать новое. Высокое качество продукции – это результат высокого качества управления.

Академик С. Федоров когда-то сказал: "Качество – это смысл жизни" — и он подтверждал это своими делами.

PS. Недавно из выступления Ху Зин Тау узнал, что китайцы поставили задачу выйти на первые позиции в мире по математике, генной инженерии, химии, космосу, компьютерам, новым материалам.

Мой вывод: Мы должны ставить более амбициозные задачи, чем китайцы. Мы – россияне!

Мне посчастливилось присутствовать на деловой встрече Е. Примакова с бывшим госсекретарем США Г. Киссинджером. Нашему гостю был задан вопрос: "Готов ли наш партнер США дружественно относиться к странам СНГ? Сейчас это недружественные отношения".

И еще. Ответ Г. Киссинджера: "США считают, что у них (стран СНГ) есть право на независимость. Любая администрация США будет поддерживать эту независимость. Это не военная проблема. Это политические дела. Я поддерживаю НАТО в существующих границах. Но если будет "холодная война", то конечно НАТО должно расширяться".

Этот ответ еще раз заставляет нас задуматься о создавшейся ситуации в оборонно-промышленном комплексе.

Г.П. Воронин,
доктор наук, профессор




Также на сайте:
Применение Шесть Сигма в странах с переходной экономикой на примере Аргентины
Краткая хронология мирового менеджмента


О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?