У всякого вида деятельности три главные составляющие - отношения с клиентами, партнерами и коллективом сотрудников. (Б. Гейтс)

Универсальный подход к моделированию бизнес-процессов при оценке эффективности инвестиций

Сапожников А.А.

Филиал Орловского государственного технического университета в г.Братске, Россия

При выборе наиболее целесообразных направлений инвестирования одной из решаемых инвестором задач является задача адекватной оценки производственно-финансовых параметров предлагаемых бизнес-процессов. Решение этой задачи производится как при административном, так и при корпоративном управлении развитием промышленных предприятий. В первом случае оценивается эффективность государственной или муниципальной инвестиционной поддержки, во втором – эффективность нового строительства, расширения или технического перевооружения.

Методологической основой решения названной задачи является перспективный (в отличие от ретроспективного) анализ производственно-финансовой деятельности промышленного предприятия. Особенностью перспективного анализа является необходимость использования ограниченного набора проектных параметров исследуемого бизнес-процесса и специфического набора аналитических показателей для оценки его эффективности.

Эти особенности, в свою очередь, определяют в качестве единственно возможного метода решения задачи перспективного анализа – компьютерное моделирование. При этом основными требованиями к моделированию являются относительная простота описания и адекватность воспроизведения анализируемого бизнес-процесса в части доходных, затратных и налоговых характеристик. Последнее особенно важно сегодня в условиях непрерывно изменяющейся налоговой системы. Выполнение этих требований обеспечит возможность оперативного решения задачи на ранних стадиях принятия инвестиционных решений.

Практически все известные системы моделирования бизнес-процессов (например, «АЛЬТ-Инвест», «Project Expert»), основаны на данных бухгалтерского баланса, слишком громоздки и абстрактны в отношении отражения натуральных производственных параметров и механизмов налогообразования моделируемых объектов. Кроме того они достаточно дороги.

В связи с этим проблема создания моделирующего инструментария обеспечивающего возможность экспресс-оценки эффективности бизнес-процессов в условиях муниципальных образований, средних и малых предприятий остается достаточно актуальной.

Сегментарно-продуктовый подход. Анализ структуры производственно-финансовой деятельности промышленного предприятия позволяет сделать вывод, что наиболее однородными, в части доходно-расходных характеристик и процессов налогообразования, структурными объектами предприятия являются обособленные имущественные комплексы, выпускающие определенный вид продукции – так называемые продуктовые сегменты промышленного предприятия. Именно их целесообразно рассматривать в качестве элементов-модулей отдельного промышленного предприятия или промышленного комплекса административно-территориального образования.

От редактора

Нужно понимать, что "обособленный имущественный комплекс" при этом всем - достаточно условная образование, поскольку за скобки выносятся вопросы ресурсообеспечения. С точки зрения "обособленного имущественного комплекса" нет никакой разницы, например, между реинвестированным капиталом и средствами, привлеченными как кредит под залог коммерческой недвижимости. Хотя с точки зрения бизнеса в целом разница есть, и существенная. Поэтому нужно четко понимать задачи, которые ставятся перед моделью, и ее ограничения.

Понятие продуктового сегмента основано на системных представлениях промышленной логистики, маркетинга, а также сегментации учетной информации о деятельности промышленного предприятия. Одним из подтверждений целесообразности и необходимости представления промышленного предприятия как совокупности нескольких продуктовых сегментов является ориентация методологии бухгалтерского учета на принципы сегментарного представления информации (ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»).

ПБУ 12/2000 отражает «формирование новой модели хозяйственного поведения» промышленных предприятий выпускающих несколько видов продукции и имеющих обособленные территориальные подразделения. Введение «сегментарной информации» по операционным и географическим сегментам имеет своей целью получение дифференцированных по видам продукции данных для оценки эффективности различных направлений деятельности предприятия, перспектив его развития. Это обеспечит «официальное» вычленение продуктовых сегментов и регулярный учет их показателей.

Формализованная схема продуктового сегмента. Формализованное и параметрическое описание процесса функционирования продуктового сегмента и формирования налоговых баз основано на логистических представлениях натуральных и стоимостных (финансовых и налоговых) потоков, проходящих через находящийся между рынками ресурсов и товарной продукции его имущественный комплекс.

Для обеспечения возможности расчета параметров процесса функционирования и налоговых баз в составе продуктового сегмента выделяются три внутренних функциональных блока (Ресурсы, Фонды и Продукты) и два внешних (Рынок ресурсов и Рынок продуктов). Внутренние функциональные блоки воспроизводят процесс функционирования продуктового сегмента, а внешние – влияние внешней экономической среды.

Блок Ресурсы продуктового сегмента делится по назначения на два подблока - производственных и эксплуатационных ресурсов. Производственные ресурсы предназначены непосредственно для производства продукции, а эксплуатационные ресурсы - для технической эксплуатации фондов продуктового сегмента (текущего содержания и ремонтов). Производственные и эксплуатационные ресурсы по виду делятся на материальные (материалы, покупные изделия, топливо и энергия), природные (ресурсы непосредственно добываемые данным продуктовым сегментом), трудовые (трудозатраты различных категорий работников) и подрядные (работы и услуги сторонних организаций).

Блок Фонды продуктового сегмента делится также на два подблока - постоянные и переменные фонды (основные средства). Переменные фонды представляет собой один или несколько технологических модулей непосредственно производящих продукцию - станков, агрегатов, технологических линий и т.п. Количество таких модулей в составе продуктового сегмента определяет его производственные возможности. К постоянным фондам продуктового сегмента относятся общие для всех его технологических моделей основные средства. По виду фонды делятся на здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, а также земельные участки.

Блок Продукты продуктового сегмента также делится на два подблока - товарной продукции и отходов производства. В качестве отходов производства рассматриваются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и отходы, размещаемые на поверхности земли.

Описанная схема формализации структуры и процесса функционирования продуктового сегмента с выделением в его составе трех внутренних и двух внешних функциональных блоков позволяет наиболее полно воспроизвести процесс функционирования и налогообразования, рассчитать структуру доходов, расходов, налоговой нагрузки, чистой прибыли, а также любой набор относительных показателей, характеризующих эффективность продуктового сегмента.

Моделирующий инструментарий. Рассмотренная формализованная схема продуктового сегмента как элемента-модуля промышленного предприятия положена в основу разработки системы имитационного моделирования "СЕГМЕНТ", позволяющей рассчитывать и анализировать показатели эффективности как отдельного продуктового сегмента, так и произвольного набора продуктовых сегментов представляющих промышленное предприятие или промышленный комплекс административно-территориального образования.

В качестве методического обеспечения системы имитационного моделирования разработан перечень типовых задач оценки эффективности продуктового сегмента и рекомендации по ее использованию в практике работы финансово-экономических органов административно-территориальных образований и планово-аналитических служб промышленных предприятий.

В заключение отметим, что разработанная формализованная схема продуктового сегмента и построенная на ее основе система имитационного моделирования является универсальным программно-расчетным средством для исследования эффективности монопродуктовых бизнес-процессов различного уровня. Опыт применения разработанного моделирующего инструментария показывает возможность удовлетворительного описания схемой продуктового сегмента структуры промышленных предприятий и промышленных комплексов различного размера.





Также на сайте:
Психологические аспекты внедрения стандартов ИСО 9000
Премии качества как стратегия совершенствования

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?