Посеешь заботу - пожнешь инициативу.

Стратегия создания системы качества на ОАО «Волгограднефтемаш»

В. Н. Миронов,

зам. генерального директора — начальник управления технической подготовки производства, качества и метрологии, представитель руководства по качеству ОАО «Волгограднефтемаш»

Если оглянуться в прошлое нашего предприятия, то мы увидим, что на всем протяжении его существования инженерными службами неоднократно разрабатывались и внедрялись новые методы и системы эффективного управления производством (в том числе экономикой предприятия), обеспечивающие его устойчивое финансовое положение, гарантирующие экономический прогресс и рост заработной платы работников.

Существующая система качества на ОАО «Волгограднефтемаш» (в настоящее время имеющая сертификат соответствия № РОСС RU.ИС64.К00001, зарегистрированный 25.12.2000 г.) создавалась не на пустом месте и имела основу, заложенную в 1969 г. Началом было внедрение Саратовской системы БИП (система бездефектного изготовления продукции) на нашем предприятии. Для внедрения системы при ОТК была создана группа из 6-ти специалистов. Минхиммаш, куда входил завод нефтяного машиностроения им. Г.К. Петрова (после включения в его состав Котельниковского арматурного завода — ПО «Волгограднефтемаш»), жестко контролировал внедрение системы.

Параллельно с системой БИП после того, как в 1971 г. заводу стали планировать выпуск продукции по категориям качества, на предприятии велись работы по созданию комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП) на базе Львовской системы качества. Для ускорения процесса создания стандартов предприятия по этой системе на базе отдела стандартизации создается временная группа по разработке СТП по КС УКП.

Надо отдать должное Минхиммашу и его отраслевым институтам ВНИИнефтемаш, ЦНИИбуммаш, СКТБхиммаш, ЦКБА и ряду других, которые разработали 104 руководящих документа для отрасли химического и нефтяного машиностроения. Разработанные документы явились хорошим подспорьем при разработке СТП.

При внедрении СТП в сознании работников завода постепенно укреплялась мысль, что качество производимой продукции следует постоянно совершенствовать. Система КС УКП была официально зарегистрирована Волгоградским центром стандартизации и метрологии (ВЦСМ).

В конце восьмидесятых было принято решение о совершенствовании системы качества и преобразовании ее в КС ПЭП и КР (комплексная система повышения эффективности производства и качества работ). К этому времени был накоплен опыт внедрения СТП и выполнения их требований в реальном производстве.

Кроме того, экономическими службами разрабатывались и внедрялись новые экономические системы, которые на определенном этапе давали экономический эффект: рост производительности труда, снижение себестоимости, получение сверхплановой прибыли.

Первой такой разработкой стала система планово-нормативной себестоимости изделий в условиях индивидуального производства, внедренная раньше, чем где-либо в стране.

Вторым, не менее важным экономическим проектом, был комплексный план повышения экономической эффективности работы предприятия, вовлекавший коллективы подразделений в творческое участие, в улучшение его экономической деятельности.

Благодаря этим разработкам коллектив завода безболезненно и с выгодой для себя внедрял различные экономические реформы, направленные на введение нормативного планирования заработной платы (1975–1986 г.), показателей нормативно чистой продукции (1981–1986 г.), на проведение экономического эксперимента (1985–1986 г.).

Наличие комплексной системы позволило довести уровень продукции высшей категории качества с 2,5% в 1973 г. до 41% в 1989 г.

В начале 90-х годов предприятие начинает работать в иных экономических условиях, возникает все больше трудностей и сложностей, связанных с появлением рыночных отношений. В этих условиях проблема качества продукции, ее конкурентоспособности осознается уже как стратегическая проблема, от успешного решения которой во многом зависит будущее предприятия.

С появлением стандартов ИСО серии 9000 появилась необходимость пересмотреть заводские СТП с учетом требований этих международных стандартов (хотя, как правило, отраслевые стандарты жестче, чем абстрактно-обобщенные более широкого применения; тому примеров масса: стандарт GMP в фармацевтике, 16949 в автопроме и т.п. - Ред.). При этом приобреталась необходимая документация, изучался опыт предприятий, внедривших эту систему.

С переходом на рыночные отношения появилась необходимость создания системы качества, соответствующей требованиям ИСО 9000. В связи с этим в 1990–1991 гг. создается рабочая группа под руководством зам. начальника ОТК, которая начинает заниматься разработкой системы управления качеством на базе международных стандартов. Разрабатывается проект «Политики в области качества», основополагающий стандарт, структурно-функциональная схема системы качества. Затем в связи с ухудшающимися экономическими условиями и падением производства эта работа приостанавливается, но идея создания системы живет, или вернее «теплится». И первым шагом по возобновлению работ в этом направлении была аттестация нефтеаппаратурного производства по ГОСТ Р ИСО 9002 (п.4.8–4.16), которая завершилась выдачей сертификата соответствия № РОСС RU.ИС11.ПО120 от 13 марта 1998 г. Сертификация производства проводилась специалистами ВНИИС. Соответствие выданному сертификату подтверждалось ежегодно проводимыми инспекционными проверками.

Следует отметить большую работу объединения в части получения сертификатов полномочия американского общества инженеров-механиков (ASME). Эти работы начались в 1992 г., и уже в 1993 г. были получены сертификаты полномочий на право маркировать выпускаемую нефтеаппаратуру символами U и U2, что означает, что продукция соответствует стандартам ASME. Эти сертификаты выдаются сроком на три года, и в 1996 и 1999 гг. инспекторами ASME подтверждалось действие указанных документов. Следующий срок подтверждения полномочий — 2002 г.

Однако сертификат ASME не дает полного преимущества нашему объединению в тендерных заявках. Зарубежным партнерам нужна гарантия обеспечения качества на приобретаемую ими продукцию. Поэтому новым руководством объединения во главе с генеральным директором в конце 1998 г. было принято решение о разработке системы качества в соответствии со стандартами ИСО 9000.

Практика коммерческих отношений показала, что отсутствие зарегистрированной системы качества часто приводит к тому, что заказчики, в основном иностранные, узнав об отсутствии сертификата на систему качества, не заключают контракты на поставку наших изделий.

Для устранения этого барьера руководством было принято решение о внедрении системы качества, соответствующей ИСО 9000. Для этого в структуре предприятия создается Управление технической подготовки производства, качества и метрологии, в которое входят: группа управления качеством (ГУК), ОТК, ОГМетр, ЦЗЛ (см. схему). Заключаются договора с МФ «Технонефтегаз», который по поручению ОАО «Газпром» проводит сертификацию продукции на его предприятиях. Привлекаются консультанты из Академии стандартизации, метрологии и сертификации, Госстандарта России и МФ «Технонефтегаз».

По их рекомендациям планируются организационно-технические мероприятия, определяются сроки переработки существующих СТП и обучения персонала.

Работы в этой области были проделаны в 1999 г. Была разработана нормативная база системы качества ОАО «Волгограднефтемаш», которая насчитывает 103 документа.

Так как фундамент и опыт в решении этих задач у завода был, то работа проводилась в сжатые сроки. Были переработаны все должностные инструкции и положения о подразделениях с учетом требований системы качества. Полный комплект документации (1-я редакция) был представлен экспертам в мае 2000 г. После апробации документов системы качества в подразделениях завода было принято решение о создании второй редакции документов системы. Тут следует отметить, что при разработке СТП системы качества примерно на 60% были использованы наработки прежней системы КС ПЭП и КР, также учтен предыдущий опыт, т.е. стандарты разрабатывали и корректировали те подразделения завода, которые должны руководствоваться ими в своей деятельности. А это значит, что не было ситуации, когда могли заявить: «это я не писал, это мне не подходит, и выполнять это мне не обязательно».

Таким образом, к окончательному аудиту, состоявшемуся в декабре 2000 г., все документы системы качества были внедрены в подразделениях, в том числе и в нашем филиале — Котельниковском арматурном заводе.

Также следует отметить, что решающим фактором для внедрения системы качества является заинтересованность и личное участие высшего руководства объединения.

Существенную положительную роль в создании и внедрении системы сыграло обучение руководителей и специалистов на семинарах Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебной) Госстандарта России.

Получив необходимые знания, квалифицированные специалисты обучали ИТР отделов и цехов через бюро подготовки кадров, которые, в свою очередь, обучали рабочих и служащих. При сдаче рабочими экзаменов на очередной разряд экзаменационная комиссия проверяет его знания в вопросах о качестве.

Было ли внедрение системы гладким? Нет, конечно. Как не раз отмечалось в публикациях сотрудников предприятий, уже прошедших этот путь, существует психологический барьер у работников предприятия: заставить себя вести работу в рамках тех процедур, которые разработаны в системе качества, причем делать это сознательно.

Преимущество внедренной системы качества становится очевидным, например, при сертификации продукции. В соответствии с порядком сертификации при действующей системе качества орган по сертификации может не проводить сертификационные испытания, которые требуют значительных материальных и трудовых затрат; время на проведение работ по сертификации продукции при этом существенно сокращается. Сейчас объединение имеет 18 сертификатов на продукцию, которые выданы на три года.

Теперь главная задача в области качества удержать завоеванные позиции, что намного труднее, чем их получить. Главная задача руководителей подразделений — сделать так, чтобы это осознал каждый работник коллектива объединения. И чтобы это не было лозунгом, систему надо постоянно совершенствовать, ежегодно разрабатывая программы качества, регулярно проводя внутренние проверки качества и углубляя знания людей в этой области.

Система имеет структуру, построенную с учетом масштаба производства, его специализации, состава органов управления, их функций и задач, характера выпускаемой продукции. Она сочетает в себе работу и взаимодействие технических, экономических служб и производственных подразделений в области управления качеством продукции и труда. Обязательным условием их эффективного функционирования является внедрение, соблюдение и совершенствование стандартов системы качества.





Также на сайте:
Психологические аспекты внедрения стандартов ИСО 9000
Премии качества как стратегия совершенствования

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?