В современном мире знания представляют собой значительную силу. Знания, как таковые, являются ключом к развитию и совершенствованию. (Peter F. Drucker)

Разработка процедуры определения и идентификации процессов системы менеджмента качества

Начальник отдела управления качеством ОАО "Искож" В.А. Самородов 

Согласно требованиям п. 4.1 а) ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [1] организация должна определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации. Для выполнения этого требования была разработана и внедрена в ОАО "Искож" (г. Котовск, Тамбовская обл.) процедура определения и идентификации процессов системы менеджмента качества промышленного предприятия (СМК ПП), которая состоит из следующих этапов:

  1. Составление контекстной диаграммы.
  2. Декомпозиция контекстной диаграммы с определением процессов уровня А (первого уровня).
  3. Декомпозиция дочерних диаграмм процессов уровня А с определением процессов уровня В (второго уровня).
  4. Декомпозиция дочерних диаграмм процессов уровня В с определением процессов уровня С (третьего уровня).
  5. Построение дерева процессов СМК ПП.
Алгоритм выполнения процедуры представлен на рисунке 1.

При определении процессов необходимо учитывать, что на предприятии уже существуют и функционируют процессы (процесс закупок, сбыта, управление оборудованием и средствами измерения), которые необходимо объединить и определить между ними взаимосвязь. К тому же необходимо учитывать особенности предприятия, такие как проектирование и разработка продукции, а также возможность выпускать продукцию на давальческом сырье.

В основании всех уровней процессов СМК предприятия находится цель работы предприятия, в виде контекстной диаграммы (А0), с выделением: входных потоков, управляющих воздействий, ресурсов, выходящих потоков. Контекстная диаграмма (рисунок 2) обеспечивает наиболее общее описание СМК предприятия. За этой диаграммой следует серия дочерних диаграмм, дающих более детальное описание процессов СМК предприятия. Наиболее важные свойства процесса обычно выявляются на верхнем уровне иерархии, а по мере декомпозиции процессов верхнего уровня и их разбиения на процессы нижнего уровня, эти свойства уточняются.

Алгоритм процедуры определения и идентификации процессов СМК ПП

Рис. 1 Алгоритм процедуры определения и идентификации процессов СМК ПП

Каждый процесс, в свою очередь, декомпозируется на процессы нижнего уровня, и так происходит до тех пор, пока не будут получены процессы самого нижнего уровня. Критерием окончании декомпозиции процессов, должна быть возможность учета затрат на качество в рамках данного процесса [2, 3]. Процессы последнего уровня описываются в виде документированных процедур с построением карты процесса (матрица распределения ответственно-сти, спецификация процесса, схема процесса).

Контекстная диаграмма предприятия

Рис. 2 Контекстная диаграмма предприятия

Декомпозиция контекстной диаграммы с определением процессов уровня А (первого уровня)
После построения контекстной диаграммы проводят ее декомпозицию на процессы уровня А (процессы первого уровня), которые представлены в таблице 1.

Идентификационный номер контекстной диаграммы Название процесса первого уровня
(уровня А)
Идентификационный номер процесса первого уровня
А 0 Система менеджмента качества A1
Ответственность руководства A2
Процессы жизненного цикла продукции A3
Измерение, анализ и улучшение A4
Менеджмент ресурсов A5

Декомпозиция дочерних диаграмм процессов уровня А с определением процессов уровня В (второго уровня).
После определения процессов уровня А, приступают к их декомпозиции с целью выделения процессов уровня В (второго уровня). Результат проведенной работы пред-ставлен в таблице 2.
Идентификационный номер процесса первого уровня Наименование процесса второго уровня
(уровня В)
Идентификационный номер процесса второго уровня
А 1 Управление документацией В1.1
Управление записями В1.2
А 2 Планирование В2.1
Анализ со стороны руководства В2.2
А 3 Процессы связанные с потребителями В3.1
Проектирование и разработка В3.2
Планирование производства В3.3
Закупки В3.4
Производство В3.5
Управление оборудованием, средствами измерения В3.6
Собственность потребителей В3.7
А 4 Мониторинг и измерения В4.1
Несоответствующая продукция В4.2
Анализ данных В4.3
Улучшение В4.4
А 5 Управление персоналом В5.1
Управление инфраструктурой, производственной средой В5.2
Управление финансами В5.3

Декомпозиция дочерних диаграмм процессов уровня В с определением процессов уровня С (третьего уровня)
После определения процессов уровня В, приступают к их декомпозиции с целью выделения процессов уровня С (третьего уровня). Результат проведенной работы пред ставлен в таблице 3:
Идентификационный номер процесса второго уровня Наименование процесса третьего уровня
(уровня С)
Идентификационный номер процесса третьего уровня
В3.1 Маркетинг С3.1.1
Анализ контракта С3.1.2
В3.5 Производство продукции С3.5.1
Хранение и поставка С3.5.2
В4.1 Удовлетворенность потребителей С4.1.1
Внутренние аудиты С4.1.2
Контроль и испытания С4.1.3
В4.4 Предупреждающие действия С4.4.1
Корректирующие действия С4.4.2

Декомпозицию проводили до тех пор, пока не были определены процессы нижнего уровня. В ОАО "Искож" [3, 4] нижним уровнем являются процессы уровня С, а если не проводилась декомпозиция какого-либо процесса уровня В, то он и является процессом нижнего уровня.
После того как будут выделены процессы СМК предприятия, необходимо провести их идентификацию. Порядок идентификации представлен на рисунке 2.

Порядок идентификации процессов

Необходимо пояснить порядок идентификации процессов, который представлен на рисунке 2. Для этого рассмотрим для примера идентификационный номер процесса "Производство продукции" (С3.5.1):
С - процесс относится к третьему уровню иерархии процессов;
3 - относится к процессу первого уровня А3 - процессы жизненного цикла продукции;
5 - относится к процессу второго уровня В3.5 - производство;
1 - первый процесс третьего уровня в данной системе обозначений.
После того, как был проведен анализ и был определен и идентифицирован перечень процессов предприятия, полученные результаты необходимо свести в дерево процессов предприятия (рисунок 3).

Таким образом, была разработана процедура определения и идентификации процессов СМК с учетом особенностей этого предприятия:
- предприятие имеет возможность производить продукцию на давальческом сырье, данная особенность нашла свое отражение в определении и идентификации процесса системы менеджмента качества В 3.7 - Собственность потребителей;
- предприятие проводит работы по проектированию и разработке новых видов продукции, данная особенность учтена при определении и идентификации процесса системы менеджмента качества В 3.2 - Проектирование и разработка;
- на предприятии существовала сертифицированная система качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:94 (ГОСТ Р ИСО 9001-96) [5], а это значит на предприятии уже действовали процессы (закупок, управления несоответствующей продукцией, управление персоналом, внутренний аудит и т.д.), которые на-шли свое отражение в следующих процессах СМК: В 3.4 - Закупки; В 4.2 - Управление несоответствующей продукцией, В 5.1 - Управление персоналом, С 4.1.2 - Внутренние аудиты.
Предложенная процедура определения и идентификации процессов системы менеджмента качества была апробирована в ОАО "Искож" и показала свою дееспособность, так как результаты по ее выполнению соответствуют требованиям п. 4.1 а) ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Кроме того, она помогла предприятию пройти процедуру сертификации в октябре 2003 года и получить сертификат соответствия на систему менеджмента качества по требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в системе Российского морского регистра судоходства (Ассоциация "Русский регистр") и национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в системе Госстандарта РФ.

Дерево процессов СМК ПП

Список литературы
1 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. - 26 с.
2 Горленко О.А. Создание систем менеджмента качества в организации: Монография / О.А. Горленко, В.В. Мирошников. - М.: Машиностроение-1, 2002. - 126с.
3 О.С. Пономарева Учет и анализ затрат на качество на примере ОАО "Искож" / О.С. Пономарева, Б.И. Герасимов, С.В. Пономарев, В.А. Самородов // Математические и инструментальные методы экономического анализа: Управление качеством - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2003. - С. 46-57
4 BS6143. Руководство по экономике качества. Ч. 1: Модель затрат процесса (1992) М.: НТК "ТРЕК", 2001. 26с.
5 ГОСТ Р ИСО 9001-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1996. - 23 с.

Опубликовано в http://www.iskozh.com/





Также на сайте:
Размышления о процессном подходе
Опыт реализации процессного подхода при создании систем управления качеством

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?