У лучших японских компаний нет никаких секретов или тайных рецептов успеха. Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди. Акио Морита

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в отношении мониторинга продукции и процессов производства


Пункт 8.2.3 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001 следует распространять не только на производственные процессы и технологию, но и на любые другие процессы системы качества. Это необходимо для проведения ОЦЕНКИ технологии управления. Для проведения такого мониторинга не достаточно просто отслеживать параметры процесса (иначе говоря, критерии мониторинга (см. п..4.1 ГОСТ Р ИСО 9001:2001)); необходимо изучать тенденции процессов.

Стандарт требует систематически выяснять состояние дел по процессу, причем рассматривая процесс как совокупность всех его реализаций за изучаемый период. То есть если у вас идет одновременно 20 объектов строительства, то по всем 20 процессам производства СМР и надо собирать информацию. Идеологическое обоснование такого подхода в том, что процессы системы качества не должны зависеть от того, кто из сотрудников будет курировать конкретную реализацию процесса, и насколько значим для организации заказчик оцениваемого объекта. Система во всех случаях должна гарантировать выполнение работ в соответствии с договором и нормами для всех без исключения процессов.

Такие данные обычно аккумулируются у руководителей организации. Конкретные исполнители готовят для руководства необходимую информацию. Имея такую информацию, руководитель принимает системные решения по улучшению ситуации или, если систематических проблем в рамках процесса нет, может совершенствовать процесс с точки зрения его оптимизации. Для мониторинга процессов системы качества необходимо:

- установить критерии, по которым необходимо проводить мониторинг (оценку) процессов системы качества,

- определить, какие данные следует собирать для того, чтобы понять: насколько хорошо протекают процессы,

- установить кому собирать такие данные и из каких источников,

- четко определить для кого их собирать,

- определить в каком виде следует принимать решения по результатам мониторинга процессов системы качества.

Стандарт не устанавливает специальных требований в отношении порядка сбора данных для мониторинга процессов системы качества, однако как и любые другие действия в рамках системы качества, сбор данных должен происходить системно (т.е. не случайно).

Данные необходимые для мониторинга процессов системы качества не требуется регистрировать в виде записей по качеству. Необходимо лишь установить какие из них необходимы для анализа.

Анализ данных для мониторинга может состоять из двух этапов:

  1. обработка данных (в том числе статистическая обработка)

  2. собственно анализ для принятия решений.

Примером статистических методов обработки может быть обобщение данных в карте мониторинга процесса. Еще более эффективно применять методы электронной обработки данных. Для чего используются современные методы работы с Базами данных. Такие базы данных должны быть адаптированы для регистрации интересующих параметров процессов.

img1

8.2.3 Мониторинг и измерение процессов Организация должна применять подходящие методы мониторинга и, где это целесообразно, измерения процессов системы менеджмента качества. Эти методы должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов. Если запланированные результаты не достигаются, то необходимые коррекции и корректирующие действия должны предприниматься с целью обеспечения соответствия продукции.

8.2.4 Мониторинг и измерение продукции Организация должна осуществлять мониторинг и измерять характеристики продукции с целью верификации соблюдения требований к продукции. Это должно осуществляться на соответствующих стадиях процесса жизненного цикла продукции согласно запланированным мероприятиям (7.1). Свидетельства соответствия критериям приемки должны поддерживаться в рабочем состоянии. Записи должны указывать лицо(а), санкционировавшее(ие) выпуск продукции (4.2.4). Выпуск продукции и предоставление услуги не должны осуществляться до тех пор, пока все запланированные действия (7.1) не будут удовлетворительно завершены, если не утверждено иное соответствующим полномочным органом и, где это применимо, потребителем.

img2

Необходимо рассматривать требования пунктов 8.2.3 и 8.2.4 ГОСТ Р ИСО 9001:2001 по отношению к производству в совокупности П.8.2.4 ГОСТ Р ИСО 9001:2001 следует относить исключительно к вопросам мониторинга продукции, т.е. речь идет об оценке группы требований к продукции установленных в соответствии с п. 7.2 ГОСТ Р ИСО 9001:2001. При этом важно, что оценке подвергаются характеристики конечной продукции или ее составляющих, в отличие от параметров протекания процесса, где речь идет о промежуточных параметрах. П. 8.2.4 ГОСТ Р ИСО 9001:2001 вступает в силу тогда, когда продукт или его промежуточный результат уже создан, а услуга оказана и нет возможности что-либо изменить, чтобы конечный результат выполнения процесса был бы пригодным.

img3

Необходимость мониторинга продукции определяется требованиями к продукции и, как следствие, устанавливается:

- договорными документами (договор, приложения к договору, дополнительные соглашения, требования к продукции (ПСД для строителей, ТЗ и исходные данные для проектировщиков, ТУ, ГОСТ или конструкторская документация для стройиндустрии), график производства, договоренности на планерках и пр.)

- нормативной документацией в отношении продукции,

- собственными разработками в отношении продукции (ТУ, дополнительные требования).

МОНИТОРИНГ ПРОДУКЦИИ (как, впрочем, и МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА) следует закладывать при проектировании процессов производства как элемент этих процессов (см. 7.1 ГОСТ Р ИСО 9001:2001).





Также на сайте:
Формирование группы по реализации проекта улучшения процесса
Мониторинг процессов системы менеджмента качества промышленного предприятия

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?