Служащий, делающий предложение или сигнализирующий о неполадках, всегда прав до тех пор, пока не доказано обратное. (Принцип компании IBM)

Типичные ошибки при разработке и внедрении Системы Менеджмента Качества


Перед тем как приступить к разработке СМК обсудите все типичные проблем СМК с руководством Вашей организации. Перед тем как приступить к разработке и внедрению СМК необходимо обратить внимание на типичные ошибки и постараться их не допустить, в противном случае СМК будет внедряться не эффективно.

Типичными ошибками может быть следующее:

1. Ограждение генерального директора от принятия решений СМК.

2. Создание СМК как автономно действующего аналога "старой" КС УКП без пересмотра всей системы управления предприятием.

3. Непонимание принципиальной новизны СМК - как системы качественного менеджмента (эффективного управления) предприятием.

4. Назначение на должность "ответственного представителя руководства в области качества" не из числа высшего руководства (начальника ОТК, службы стандартизации, заместителя главного инженера и т. п.)

5. Не проведение на этапе разработки СМК обучения всех руководителей предприятия, служб и подразделений по СМК. Направление на обучение только внутренних аудиторов и рядовых сотрудников службы качества. Нерегулярность и не всеобщий охват внутреннего обучения. Формальное обучение, без сдачи объективных экзаменов специалистами всех уровней.

6.  Разработка документов СМК подразделениями без предварительного обучения с жестким и объективным экзаменом.

7. Отрыв процесса разработки документов СМК от реальной производственной деятельности. Применение формальных подходов при разработке документов СМК:
- "Косметическая" доработка существующих СТП КС УКП;
- Применение готовых (типовых) документов СМК, взятых с других предприятий, у консультантов - без квалифицированного адаптирования  их к реальному производству;
- Поручение разработки документов СМК исключительно отделу качества (ОТК, ЛОУК, службе стандартизации и т.п.);
- Нетворческий подход к написанию документов СМК, когда невозможно написать организационный документ или процедуру СМК руководителем подразделения так, как надо его подразделению для реального эффективного управления деятельностью его подразделения, включая управление всеми ресурсами и обеспечения бесконфликтной взаимосвязанности с другими подразделениями.

8. Неэффективные процедуры разработки, оформления (без применения ЭВМ) и внесения изменений в документы СМК, приводящие к консерватизму, неактуальности документов СМК ("тройному стандарту - думаем одно, пишем другое, а делаем третье").

9. Предоставление права на внесение изменений в документы СМК исключительно отделу качества.

10. Нечеткие, непонятные, неконкретные, недоходчивые цели и задачи в Политике и Целях в области качества.

11. Восприятие замечаний и несоответствий, выявленных при аудитах СМК как единственно существующие на предприятии, а не как результат ограниченной выборочной проверки.

12. Формальное проведение внутренних проверок.

13. Негативное отношение к выявленным несоответствиям.

14. Отсутствие инициативы по выявлению несоответствий со стороны самих сотрудников подразделений.

15. Непонимание того, что выявление несоответствий и проведение соответствующих корректирующих и предупреждающих действий, то есть запуск механизма постоянного "самоочищения" и самосовершенствования - одно из важнейших положений СМК.

16. Не применение даже простейших статистических методов.

17. Планирование и проведение корректирующих действий без решения существа проблем (с обеспечением предупреждения возникновения этих проблем в будущем).

18. В затратах на качество не учитываются реальные потери из-за "плохого качества":
-потерянные заказы из-за неоперативного управления предприятием и реагирования на изменения рынка сбыта, недостаточной репутации предприятия у потребителей и т.д.;
- потери из-за использования сырья, материалов и комплектующих низкого качества;
- потери из-за сбоев в работе технологического оборудования;
- издержек, порожденных многократными переделками и т.д. и т.п.

19. Установление статуса службы качества ниже 3-го уровня.

20. Усложненный допуск специалистов службы качества к принятию решений о распределении финансовых средств, премий, участию в конференциях, семинарах по качеству.

21. Не использование всего комплекса стандартов ИСО серий 9000, а также соответствующей научно-методической литературы.

22. Постоянное противопоставление производственной деятельности работе по построению СМК, разделение планов развития производства и СМК. Непонимание того, что СМК должна прежде всего служить повышению эффективности производства.

23. Построение СМК не увязывается с вопросами автоматизации управленческой деятельности предприятия, с проектным стилем управления, с трудовыми отношениями, с организационной структурой предприятия, с управлением производственными процессами. Непонимание того, что концептуальной основой стандартов ИСО серии 9000 является обеспечение всемерной управляемости всех процессов и ресурсов, а также их постоянное улучшение.

24. Постановка цели внедрения СМК - только для получения сертификата (лицензии), для заключения новых договоров, побед в тендерах (конкурсах). Непонимание того, что СМК - основа (методология) совершенствования общей системы управления предприятием.

25. На предприятии не создается среда, благоприятная для стимулирования у сотрудников  стремления постоянно улучшать работу свою и своих коллег.

26. Под повышением качества понимается только повышение качества продукции, а не всех процессов и ресурсов и обеспечение соответствия меняющимся требованиям заказчика и потребителя.






Также на сайте:
Методика менеджмента процессов в системе качества
Моделирование процессов СМК и управление изменениями

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?