Не думайте об опережении конкурентов - думайте о качестве. (Уильям Эдвардс Деминг)

ИСО 9000. Рабочие инструкции


Аскаров Е.С. доцент КазНТУ им. К.Сатпаева


Рабочие инструкции представляют собой третий (нижний) уровень доку­ментов сис­темы качества. Данные инструкции описывают шаг за шагом, как может быть выполнена конкретная простая операция произ­водства, сборка, установка оборудования, поддержа­ние его в рабочем состоянии и т.д.

Также рабочие инструкции устанавливают, как может быть прокон­троли­ровано ка­чество продукции, какие средства могут быть использо­ваны, какое измерительное оборудование может быть применено и т.п.

В качестве  рабочих инструкций в основном выступают стандарты орга­низаций (фирменные стандарты). Здесь необходимо отметить, что согласно закону "О техниче­ском регулировании", вступившему в силу в Казахстане в 2005 г. выполнение стандартов становится добровольным, государство будет осуществлять контроль за безопасностью продукции для здоровья потребите­лей через технические регламенты. Предприятия получают возможность сами регулировать свою хозяйственную деятельность, руково­дствуясь интересами своего бизнеса, для этого необходимо уметь составлять собствен­ные норма­тивные документы, свои стандарты, количество которых значительно возрас­тет. При оформлении стандартов необходимо руководствоваться требованиями стан­дарта СТ РК 1.5 - 2004. "Общие требования к построению, изложению, оформлению и со­держа­нию стандартов".

Основные стандарты организаций:

1.  Производство проектной продукции

Организация должна  устанавливать, планировать и обеспечивать про­цессы жизнен­ного цикла проектной продукции:

- маркетинг,

- анализ контрактов,

- разработка проекта производства проектной продукции,

- закупки, связанные с производством проектной продукции,

- производство проектной продукции,

- реализация продукции.

2.  Производство инжиниринговых услуг ( монтажных, проектных работ)

3. Стандарты по регламентации выполнения вспомогательных про­цессов СМК

3.1.  Менеджмент ресурсов

Применяется в процессе управления  ресурсами, необходимыми в основ­ном произ­водстве. Ресурсы это:

- люди (персонал),

- инфраструктура (здания, рабочее пространство, коммуникации),

- поставщики и партнеры,

- природные ресурсы, сырье,

- оборудование, инструмент, средства производства и т.д.

3.2.  Метрики оценивания процессов и продукции

Применяется для оценивания продукции, процессов ее производства и вспомога­тельных процессов в СМК. Метрики - это документы с информацией о состоянии объекта в настоящем и прогнозом на будущее.

Виды метрик:

А) Маркетинговые метрики,

Б) Проектные метрики: связанные с политикой организации,  финансо­вые мет­рики, метрики трудозатрат и временных характеристик, метрики по дефектам продукции в процессе производства,

В) Метрики конечной продукции: проектная продукция, инжинирин­говые ус­луги, программные продукты,

Г) Метрики процессов управления качеством: общие метрики процес­сов управ­ления качеством, метрики удовлетворенности потребителей.

Показатели в метриках оцениваются на основе бальной, абсолютной либо относи­тельной системы:

- баллы

- абсолютные единицы (например, часы, тенге, кВт и т.д.)

- относительных единицах - например в процентах и т.д.

Выбор инструмента для визуального отображения характеристик продук­ции и про­цессов зависит от творческого подхода в организации, лучше всего это должны быть компьютеризированные документы в формате EXCEL.

Простейшая метрика - это сводка показателей по каким либо критериям, опреде­ляющих эффективность работы за определенный срок - год, квартал, месяц.


img1



Пример. Предприятие производит обои, для определения эффективности работы составляется метрика показателей качества продукции, взято три вида продукции - обои " Парус", " Шугла" и " Арман". Данные берутся за год по кварталам.

В таблице 1 приводим данные по продажам за год (тыс. тенге), в таб­лице 2 приве­дены данные в процентах. На рисунке  показан график годовых показателей, хорошо видно, что лучшая динамика у продукции "Шугла", уровень продаж постоянно растет и занимает большую часть годового баланса.

4. Стандарты организации, детализирующие выполнение процессов жизнен­ного цикла

Организация вправе самостоятельно определять глубину и детализацию описания процессов. При необходимости более детального описания какого либо процесса ЖЦ может быть разработан отдельный стандарт для данного процесса

Стандарты:

  1. Анализ контракта,

  2. Управление закупками,

  3. Расчет надежности проектируемых объектов,

  4. Управление технологическими процессами и т.д.

5. Положения о подразделениях и должностные инструкции

      Положения о подразделениях должны иметь следующую структуру:

  1. Общие положения

- назначение подразделения

- какими документами руководствуется

- кем утверждается организационная структура

- кто назначает на должность сотрудников

- кому подчиняются сотрудники

2. Основные задачи подразделения

3. Функции подразделения

4. Структура подразделения и организация работы

5. Права и общие обязанности сотрудников

6. Ответственность сотрудников

7. Взаимодействие с другими подразделениями и внешними организа­циями.

Должностные инструкции имеют следующую примерную структуру:

  1. Общие положения

- какова категория сотрудника

- кем назначается и освобождается от занимаемой должности

- кто назначается ( уровень образования, опыт, квалификация)

- кому подчиняется

- кто находится под руководством

- кто замещает при отсутствии

- что должен знать

- какими документами руководствоваться

2. Целевое назначение должности

3. Должностные обязанности

4. Права и полномочия

5. Показатели результативности и эффективности.

Пример.

начальника отдела информационного обеспечения и технической поли­тики.

  1. Общие положения

1.1.Начальник отдела информационного обеспечения и технической поли­тики непо­средственно подчиняется Техническому директору открытого акционерного общества "Казжелдортехника" (в дальнейшем - Общество).

  1. Руководствуется в своей деятельности действующим законодательством Респуб­лики Казахстан, Уставом Общества, Положением об отделе информа­ционного обеспечения и технической политики, другими локальным и актами Общества и настоя­щей должностной инструкции.

  2. На должность начальника отдела информационного обеспечения и техниче­ской политики назначается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы в сфере, связанной с деятельностью отдела не менее 3-х лет.

  3. Начальник отдела информационного обеспечения и технической поли­тики дол­жен знать положения Устава предприятия, Законов Республики Казахстан "О техническом регулировании", "Об обеспечении единства измерений", "Об охране труда", "О труде", других законодательных актов Республики Казахстан, Временного устава железных дорог Республики Казахстан, других инструктивных указаний в сфере железнодорожного транспорта и настоящей должностной инструкции.

  4. Обязанности

2.1 Разработка квартальных и годовых планов, обобщение мероприятий по ком­плексному развитию Общества и контроль за их осуществлением.

2.2. Обеспечение развития и реконструкции действующих производств.

2.3. Осуществление контроля за своевременным монтажом и вводом в экс­плуатацию новой техники.

2.4. Контроль за соблюдением Закона Республики Казахстан "Об охране труда", Правил и инструкций по охране труда и техники безопасности работников железнодо­рожного транспорта.

2.5. Контроль по вопросам внедрения новой техники, прогрессивной техно­логии, подготовки хозяйства к работе в зимних условиях.

2.6. Соблюдение режима секретности и осуществление необходимых меро­приятий по защите секретных служебных сведений от разглашения.

2.7. Методологическое, нормативно-правовое и информационное обеспече­ние фи­лиалов Общества.

2.8. Обеспечение и организация  работы по внедрению системы автоматиза­ции кон­тейнерных перевозок и  учета контейнерного парка по номерам.

2.9. Подготовка предложений по корректировке действующих учетно-отчетных форм.

2.10. Приведение эксплуатационных расходов в соответствии с реальными объе­мами работ.

2.11. Разработка и контроль единых форм отчетности по всем показателям.

2.12. Участие в разработке проектов договоров по вопросам, относящимся к сфере деятельности отдела, разработка проектов приказов, распоряжений и иных актов Общества.

2.13. Рассмотрение обращений государственных органов, писем, заявлений от юри­дических лиц.

2.14. Организация контроля за состоянием трудовой и исполнительской дисцип­лины сотрудниками Отдела.

2.15. Внесение предложений по оптимизация организационной структуры Обще­ства.

2.16. Обеспечивает внедрение и выполнение в отделе требований системы менедж­мента качества.

3. Права

3.1. Начальник Отдела имеет право давать указания филиалам Общества по вопро­сам входящим в круг ведения отдела.

3.2. Требовать с причастных работников филиалов справочной информации и пре­доставления отчетности по вопросам входящим в круг ведения отдела.

3.3. Подписывать внутренние документы с согласия руководства Общества.

4. Ответственность

4.1. Начальник Отдела несет ответственность за:

- ненадлежащее выполнение своих обязанностей;

- качество выполнения работ в соответствии с должностными обязанно­стями;

- правильность и полноту использования представленных прав;

- обеспечение выполнения плановых заданий, закрепленных за ним и его подчинен­ными;

- не соблюдение обязательств в области качества и требований системы качества;

- низкую исполнительскую дисциплину;

- не соблюдение правил внутреннего распорядка;

- выполнение задач, предусмотренных настоящим положением, действую­щего зако­нодательства,  приказов, указаний;

- соблюдение конфиденциальности сведений, не подлежащих разглашению.

  • за ущерб, причиненный Обществу в случае порчи материальных ценно­стей в соответствии с Законом Республики Казахстан "О труде в Республике Казахстан".

 - несет ответственность за качество выполнения работ в соответствии с Положе­нием об отделе, должностной инструкцией, соблюдением обяза­тельств в области качества и требований СМК.

5. Порядок назначения, освобождения и замещения

5.1. Начальник Отдела назначается (освобождается) на должность прика­зом Прези­дента Общества.

5.2. В случае временного отсутствия (командировка, отпуск, по болезни) замещается главным специалистом.

С инструкций ознакомлен и получил 1 экз.


Опубликовано в деловом еженедельнике "Бизнес Путеводитель"






Также на сайте:
ИСО 9000. Руководство по качеству
Как описать и оптимизировать бизнес-процессы

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте



  • Здесь
  • Пороги для Toyota highlander. Самые низкие цены. В наличии
  • zaliv.su
  • Силиконовый герметик цена mastikof.ru
  • mastikof.ru


Как сюда попасть?