Руководители всех уровней должны знать, объяснять и применять инструменты статистического контроля в соответствии с видом своей работы. (Каору Исикава)

Современная Команда менеджмента проекта

(Тезисы к докладу 26 апреля 2001)
Владимир Михеев, СPMP , к.т.н. (Вице-президент СОВНЕТ)
С ним можно связаться по e-mail: v_mikheev@mtu-net.ru

Угол зрения зависит от занимаемого места.
Закон Майлса

Термин <команда> стал очень модным в России. Количество интерпретаций этого понятия близко к количеству людей, его употребляющих. В этом докладе дается то понимание <Команд в проекте>, которое используется в современном менеджменте проектов (проджект менеджменте, проектном менеджменте, управлении проектами, проектном управлении) в рамках международных стандартов, требований и норм профессиональной деятельности управляющих и менеджеров проектов.

1. Менеджмент проектов

Никогда не рассчитывайте, что так называемый <профессионал> действует исключительно в ваших интересах.
Дэвид Махони

В настоящее время в России усиливается интерес к проектному менеджменту (ПМ), как к наиболее эффективной организационно-деятельностной парадигме и управленческой культуре для осуществления проектов. Однако в силу новизны сам ПМ, как профессиональная область деятельности, часто интерпретируется в понятиях и связях системного анализа, управления системами, АСУ ТП, информационных технологий и др. или путается с такими видами управленческой деятельности, как администрирование, руководство, контроллинг.

В частности, проектный менеджмент, как вид профессиональной деятельности, включает планирование, организацию, мониторинг и контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного достижения его целей (ISO 10006). Менеджмент проектов в более широком понимании - это профессиональная деятельность, ориентированная на получение эффективных результатов путем успешного осуществления проектов, как целенаправленных изменений.

Одним из основных понятий в ПМ является понятие <команда> в проекте, а в управлении проектами - менеджмент человеческих ресурсов проекта, включающий в себя процессы планирования, формирования и создания команды (Team Building), ее развития и обеспечения деятельности (Team Development), трансформации или расформирования команды.

2. Команда менеджмента проекта

Собраться вместе есть начало, cохраниться вместе есть прогресс, pаботать вместе есть успех.
Генри Форд

2.1. Команды в проекте

Под формированием и созданием команды (1), в общем случае, понимается процесс целенаправленного <построения> особого способа взаимодействия людей в группе (называемой командой), позволяющего эффективно реализовывать их профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целям данной группы (команды). Команда в этом случае определяется как группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.

По содержанию работы Команды, которые создают что-нибудь новое для организации или делают новую работу, что ранее не осуществлялось, относятся к Командам проекта (проектные Команды). Они носят временный характер, который определяется сущностью проекта, как временной специфической организационной формой достижения целей и решения уникальных задач.

В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте можно выделить, по крайней мере, три типа проектных команд:

1. Команда проекта (КП) - организационная структура проекта создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников (включая стейкхолдеров) проекта.

2. Команда управления проектом (КУП) - организационная структура проекта, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе - представителей некоторых участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.

3. Команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура проекта, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта или его жизненной фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента.

2.2. Соотношение между различными командами в проекте

Мировая практика показывает, что разделение команд целесообразно в проектах, в которых необходимо четкое фиксирование позиций различных его участников (прав, полномочий, ответственности, доли участия и долей в прибыли и проч.). В частности, выделение нескольких проектных команд целесообразно для больших, смешанных, средне- и долгосрочных проектов или когда количество участников  проекта достаточно большое, а их интересы противоречивы.

Этим определяется и позиция и роль команд по отношению к проекту (Рис. 1).

Рис.1. Интерпретация места и роли команды проекта.

Соотношения между этими типами команд зависят от проекта. Для больших проектов наличие 3-х типов команд достаточно очевидно. А в малых проектах КП и КУП может <умещаться> в КМП.

Одним из критериев выделения нескольких команд в проекте является целесообразность разделения ответственности между различными участниками и персоналом проекта по уровням принятия решений (см. рис.2).

  Рис.2. Уровни принятия решений различных команд проекта

2.3. Цели КМП в проекте

Цели управляют людьми.
Из практики проектного менеджмента

На практике цели КМП, интересы участников и соответствующие цели и задачи проекта (декларируемые и латентные) часто носят противоречивый характер. Множественность интересов и целей различных участников проекта определяет и зону их конфликта (см. Рис. 3).

  Рис. 3. Интерпретация целей в окружении проекта и в проекте, носителями которых являются различные участники проекта.

3. Создание и развитие КМП

Создание команды - процесс трансформации сборища индивидуальностей с различными интересами, сущностью и опытом в интегрированную и эффективную рабочую единицу.
В. Верма

3.1. Сущность и характеристики КМП

Сложность создания и развития эффективной КМП связана с тем, что она занимает тройственную позицию при осуществлении проекта:

1. С позиции системного подхода: КМП - это субъект управления по отношению к процессам и объектам управления (субъект - объектные отношения) в проекте со всеми присущими ему задачами и функциями 

2. С позиции психологическогой подхода: КМП - это самоуправляемый и саморазвивающийся субъект (субъект - субъектные отношения). В рамках ПМ эта позиция определяется через саморазвивающиеся, самоориентирующиеся и самомотивирующиеся КМП

3. С позиции проектного подхода: КМП - это сквозной развивающийся элемент технологии осуществления проекта 

Однако основная проблема при создании КМП не столько в 3-х ее <сущностях> (ипостасях), в количестве и качестве элементов, а в том, что вся эта совокупность элементов должна работать согласованно и целенаправленно. Причем выделить приоритеты из этой совокупности затруднительно, т.к. для разных целей и на разных фазах жизненного цикла проекта они могут изменяться. Поэтому при создании и развитии КМП требуются такие технологии, которые позволяли бы проводить интеграцию членов КМП в рабочее пространство конкретного проекта в ходе его осуществления целевым образом под определенные цели и задачи. Такого типа технологии называются кросс-культурной и кросс-профессиональной интеграцией и используются как при создании КМП, так и при интеграции КМП в проект.

3.2. Управление трудовыми ресурсами проекта и менеджмент человеческих ресурсов проекта

В общем случае,  человеческие ресурсы проекта - это совокупность профессиональных, деловых, личностных качеств участников проекта и членов Команды проекта и их возможностей (влияния, <веса>, связей и т.п.), которые могут быть использованы  при осуществлении проекта. Трудовые ресурсы являются частью человеческих ресурсов, рассматриваемых как измеряемый ресурс в проекте.

Персонал - это конкретные индивидуумы, частью которых является их квалификация, исполнение функционально-должностных обязанностей и проч., что описывается в рамках штатного расписания проекта.

В проекте всегда есть то, что управляется как объектом посредством процессов и то, что в процессном виде не управляемо.

Чем можно <управлять> в проекте с точки зрения управления системами (управления проектами), иначе - с  позиции <науки>?

Трудовыми ресурсами и штатом проекта, т.е. теми объектами управления, которые <измеряемы>, в основном, в количественной форме.

Чем можно <управлять> в проекте в условиях недостатка  информации и слабой прогнозируемости поведения объекта управления при принятии того или иного управленческого решения? Иначе - с позиции  <менеджмента> и <искусства>?

Человеческими ресурсами и персоналом, т.е. теми объектами управления, которые измеряемы частично и то, в основном, в качественной форме.

Когда говорим о современном менеджменте человеческими ресурсами и персоналом, то  имеем в виду управление не измеряемыми величинами.

В проектах, в которых человеческий фактор имеет решающее значение, ориентация только на управление <трудовыми ресурсами> и <штатом> без учета организационной и профессиональной культур, индивидуальных особенностей членов команд и других плохо идентифицируемых и измеряемых характеристик команд, часто приводит к конфликтам, трудностям <на ровном месте> и неуспеху всего проекта.   

  3.3. Интегрированная культура КМП

Достижение МЫ ДУМАЕМ, вместо Я ДУМАЮ является продуктом многих голов и рук.
Джемс Аткинсон

Основная философия организации, ее культура играет более значимую роль в достижении успеха проекта, чем технологические и экономические ресурсы, организационная структура и соблюдение сроков исполнения проекта.

Культура Команд различного типа в проекте в общем случае включает в себя национальную, корпоративную, организационную и профессиональную культуры.

Для создания эффективной КМП необходимо гармонично соединить различные системы ценностей, ментальности и образы действий, носителями которых являются члены команды - индивидуумы, в интегрированном пространстве проекта (см. Рис. 4).

  Рис. 4. Кросс-культурная интеграция различных составляющих деятельности эффективной КМП.

Организационную и профессиональную культуру ПМ можно считать той мерой, которая отличает проектные команды от других типов команд, и которую можно взять в качестве базы при создании и развитии  КМП как в реальной работе по проекту, так и в тренингах.

4. Оценка деятельности КМП

4.1. Что такое эффективная КМП?

Успех Команды - успех каждого из ее членов, успех члена команды - успех всей Команды.
Мотто

Вопрос цены: сколько Вы готовы заплатить за эффектную и за эффективную работу? Как вообще определить эффективность КМП?

Существует много наборов характеристик эффективности КМП.

Выбор того или иного набора критериев и характеристик (показателей) эффективности КМП  зависит как от определенных на старте проекта ожиданий участников и критериев успеха проекта, так и от реальных и вовремя выделенных на осуществление проекта ресурсов (финансовых, материальных и человеческих) и профессионализма привлекаемых к работе менеджеров и специалистов.

Однако, в любом случае главным критерием эффективности КМП будет конечный результат реализованного проекта требуемого качества, вовремя и в рамках ограничений на ресурсы проекта.

4.2. Команда Менеджмента Проекта - критический фактор успеха проекта.

Если каждый движется вперед вместе с другими, успех позаботится обо всех.
Мотто.

Главным <инструментом> по достижению результатов проекта, удовлетворяющих выбраным критериям оценки его успешности, является КМП. Поэтому КМП является одним из критических факторов успеха проекта.

КМП - это сложный инструмент. И каждый раз его нужно настраивать на конкретный проект, на определенный круг конкретных задач проекта.

5. Заключение

Выбор есть всегда. Но не для всех.

В настоящее время в России происходит смена организационно-деятельностных моделей и управленческих культур в  тех областях профессиональной деятельности, которые связаны с социально-экономическим и политическим строем государства (экономика, финансы, менеджмент, управление, социальная сфера и т.п.).

Большинство проблем российской экономики носят организационно-управленческий и кадровый характер. Любые изменения - реинжиниринг, антикризисное управление, осуществление стратегического планирования и менеджмента, реорганизация или организационное развитие и др. - требуют целенаправленного подбора профессионалов, формирования  управленческих и исполнительских команд и осознанных командных действий. Одной из наиболее эффективных рыночных управленческих культур и методологий является проектный менеджмент, который  все больше используется в России при управлении проектами.

Обобщая успешный опыт деятельности команд в проекте (к сожалению, в основном зарубежный), можно сделать следующие основополагающие выводы:

  1. Основным определяющим успех проекта фактором (критическим фактором успеха) является Команда Менеджмента Проекта.
  2. Основой успешной КМП, в которую интегрируются все другие характеристики, элементы и составляющие ее деятельности, является организационная и профессиональная культура проектного менеджмента.
  3. В технологическом плане организационная и профессиональная культура КМП определяется через систему ценностей, ментальность и соответствующий им командный и индивидуальный образ действий.
  4. Создание и развитие КМП осуществляется посредством использования технологий интеграции (включающих определенные наборы технологий, методов, средств и инструментов из разных профессиональных областей деятельности и целевым образом сценарированных) членов КМП как внутри ее самой, так и интеграции КМП в проект.
  5. В самом проекте и в решении о реализации проекта должны быть отражены вопросы КМП (компетенция, уровень принятия решений, полномочия и ответственность и проч.), а также предусмотрены ресурсы (финансовые, временные, человеческие) на ее формирование, создание и развитие. Это - элементарная грамотность руководителя.

(1) Часто используется термин <командообразование>.

Опубликовано в http://www.sovnet.ru





Также на сайте:
Статистические методы
Внедрение новой системы управления в практику

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?