–Ъ—А–Є—В–Є–Ї—Г—П, –Ї—А–Є—В–Є–Ї—Г–є –Љ–љ–µ–љ–Є–µ, –∞ –љ–µ –µ–≥–Њ –∞–≤—В–Њ—А–∞. (–Ш–Ј –Ј–∞–њ–Є—Б–Њ–Ї –Љ–µ–љ–µ–і–ґ–µ—А–Њ–≤)

—овременные методы управлени€ качеством поставок



».√. ƒиомидов, ј.Ћ. Ўестаков


- ¬озьмем, к примеру, ситуацию с "‘ордом" во ¬севоложске. Ќе возникают ли у иностранцев такого рода вопросы: :покажите нам предпри€ти€, которые могли бы выпускать комплектующие, и гарантируйте, что они завтра не рассып€тс€? -  онечно, возникают такие вопросы. ¬едь автомобилестроение - это, прежде всего, именно производство комплектующих... "‘орд" не поставит на свой автомобиль деталь неизвестного завода. ќн потребует сертификации по мировым стандартам и разрешит ее использовать только в полной уверенности, что она соответствует всем параметрам.
»з интервью заместител€ министра экономики –‘ —ерге€ ћитина журналу "Ёксперт-јвто" (є 22 от 14.06.99) http://archive.expert.ru/auto/99/99-22-85/mitin.htm


     ѕостановка проблемы. ¬о многих област€х машиностроени€ отечественные производители привыкли кивать на поставщиков. ƒескать, это из-за низкого качества комплектующих получаетс€ соответствующее качество собранных машин, мы стараемс€ как можем, но что можно сделать из этих комплектующих. Ёти сетовани€ небезосновательны, но при этом сложившиес€ отношени€ с поставщиками, основанные на взаимной подозрительности, поиске виноватых и непрерывных взаимных претензи€х, никто пересматривать не собираетс€.
     “о, что российские предпри€ти€ долгие годы развивались в услови€х, исключающих конкуренцию между поставщиками, привело к тому, что поставщик и потребитель привыкли перекладывать свои проблемы друг на друга, а это породило отсутствие довери€ и сотрудничества между производител€ми комплектующих и производител€ми автомобилей. „асто российские предпри€ти€ в угоду сиюминутной выгоде нанос€т ущерб своим же долгосрочным интересам. ≈сли ограничить требовани€ к поставщику низкой ценой, то конечна€ продукци€ потребител€ не будет качественной. ≈сли все врем€ противопоставл€ть сборочные предпри€ти€ их поставщикам, то радикального улучшени€ конечного продукта не произойдет. ƒл€ повышени€ качества отечественного автомобил€ сегодн€ требуетс€ совместна€ работа поставщиков и потребителей.
     Ќельз€ сказать, что ничего не мен€етс€. ѕопытки внедрить современные методы менеджмента качества при управлении качеством поставок предпринимаютс€ посто€нно, большой опыт в этой области накоплен ќјќ "ј¬“ќ¬ј«" [1, 2]. “ем не менее темпы и уровень освоени€ отечественными поставщиками автомобильных компонентов современных методов менеджмента качества нельз€ назвать удовлетворительными. ќтставание отечественной промышленности в области управлени€ качеством поставок стало особенно заметно с приходом в –оссию западных автосборочных предпри€тий (Ford, GM-ј¬“ќ¬ј«). –азрыв между требовани€ми, как отечественных, так и зарубежных автосборочных предпри€тий, и возможност€ми отечественных производителей комплектующих изделий стал очевиден [3]. ѕри отсутствии реального прогресса в области качества российских автомобильных комплектующих, перспектив у отечественной автомобильной промышленности становитс€ все меньше не только на внешних, но и на внутренних рынках, и никакие меры по защите внутреннего рынка и поддержке отечественного производител€ не помогут. ƒл€ повышени€ качества поставок автомобильных компонентов технические и коммерческие службы поставщика и потребител€ должны больше сотрудничать друг с другом.
     ÷ель данной статьи - предложить отечественным предпри€ти€м один из путей такого сотрудничества, а именно технологию поэтапного, но быстрого освоени€ современных методов управлени€ качеством поставок с учетом нашей специфики и мирового опыта.
     ќпыт передовых стран в части повышени€ качества автомобильных компонентов обобщен и формализован в стандартах по управлению качеством в автомобильной промышленности, наиболее известные из которых: QS-9000, VDA 6.1 и ISO/TS 16949. ¬ св€зи с глобализацией мировой экономики ведущие зарубежные производители автомобильной техники переход€т на единые технические услови€ ISO/TS 16949:2002 [4], очевидно, что и в –оссии эти требовани€ также будут актуальны. ¬се эти стандарты предъ€вл€ют к системе менеджмента качества (—ћ ) поставщика требовани€, аналогичные требовани€м »—ќ серии 9000, но дополненные и расширенные в соответствии с отраслевыми требовани€ми. Ќапример, QS-9000 содержит шесть приложений (справочных руководств), включающих подробные рекомендации по применению современных методов менеджмента качества:
  • ѕроцесс согласовани€ производства части (процесс одобрени€ производства автомобильных компонентов) - Production Part Approval Process (PPAP).
  • ѕланирование качества при разработке и производстве автомобильных компонентов - Advanced Product Quality Planning (APQP).
  • јнализ видов и последствий отказов - Failure Mode & Effects Analysis (FMEA) (√ќ—“ – 51814.2-2001. —истемы качества в автомобилестроении. ћетод анализа видов и последствий потенциальных дефектов).
  • јнализ измерительных систем - Measurement System Analysis (MSA).
  • —татистическое управление процессами - Statistical Process Control (SPC) (√ќ—“ – 51814.3-2001. —истемы качества в автомобилестроении. ћетоды статистического управлени€ процессами).
  • ќценка системы качества - Quality System Assessment (QSA).
         Ќесмотр€ на то что последн€€ верси€ ISO/TS 16949, в отличие от QS-9000, не содержит пр€мых ссылок на перечисленные выше справочные руководства, требовани€ к их использованию сохран€ютс€.
         Ѕолее подробно об этих руководствах и их аналогах можно прочитать в [5]. —уществует российский аналог спецификации ISO/TS 16949:1996 - √ќ—“ – 51814.1-2001, проекты российских аналогов ISO/TS 16949:2002 и приложений доступны на http://www.centerprioritet.ru/ska9000/groups.htm.
         Ёффективность применени€ этих стандартов подтверждена многолетней мировой практикой. ѕервое издание QS-9000 было опубликовано в 1994 г., а первое издание VDA 6.1 - в 1991 г. ѕо состо€нию на начало 2000 г. более 13 тыс. поставщиков автомобильной промышленности во всем мире подтвердили соответствие —ћ  требовани€м QS-9000 и более 20 тыс. - требовани€м VDA 6.1 [6].
         ѕредложение. ≈сли мы хотим сохранить отечественное машиностроение, применение современных методов менеджмента качества и, в частности, современных методов управлени€ качеством поставок, должно в самое ближайшее врем€ стать нормой дл€ российских предпри€тий.
         Ќа сегодн€шний день внедрение в –оссии ––ј– в масштабе отрасли сдерживаетс€ тем, что не только поставщики, но и многие отечественные предпри€ти€ - потребители автомобильных компонентов не готовы к применению этого метода. ѕрежде чем применить современные методы менеджмента качества в полном объеме, им надо обучить свои технические и коммерческие службы наравне с поставщиками. ¬ этих услови€х предъ€вление со стороны потребителей чрезмерных и заведомо невыполнимых требований к —ћ  поставщика и качеству поставл€емой продукции вынуждает поставщика отвлекать ресурсы на фальсификацию требуемых доказательств. ≈сли сертификаци€ —ћ  на соответствие требовани€м ISO/TS 16949:2000 будет основным требованием потребител€, то, потратив деньги на "ускоренную сертификацию систем качества", поставщик предъ€вит потребителю необходимые документы и сертификаты, но веро€тность реального повышени€ качества поставл€емой продукции в этом случае невелика. ќчевидно, что эти деньги и это врем€ могли бы быть использованы поставщиком более эффективно. ѕотребителю необходимо про€вл€ть гибкость и здравый смысл при формировании требований к своим поставщикам. Ќехорошо только требовать от своих поставщиков, потребители должны указывать поставщикам пути повышени€ качества и помогать в освоении новых методов менеджмента качества.
          ак убедить поставщиков и потребителей автомобильных компонентов начать освоение этих методов? — чего и каким образом начать это освоение?  ак сделать так, чтобы внедрение новых методов не стало фиктивным, проведенным только на бумаге?
         ƒл€ этой цели предлагаетс€ использовать справочное руководство PPAP (ѕроцесс одобрени€ производства автомобильных компонентов). PPAP регламентирует систему, при помощи которой поставщик обеспечивает потребителю уверенность, что все проектные технические данные и требовани€ спецификаций потребител€ пон€ты надлежащим образом и что поставщик способен производить продукцию, соответствующую этим требовани€м. —правочное руководство ––ј– содержит типовую методологию одобрени€ производства автомобильного компонента, а также некоторые стандартизованные формы, используемые потребителем и поставщиком в процессе одобрени€. ќсвоение процесса одобрени€ производства автомобильного компонента (––ј–) поставщиком и потребителем может служить базой дл€ внедрени€ в отечественную практику проверенных многолетним зарубежным опытом современных методов менеджмента качества.
         ƒл€ ускорени€ освоени€ современных методов менеджмента качества авторы предлагают внедр€ть в отечественную практику процедуру ––ј– в четыре этапа (табл. 1). ƒанное предложение опираетс€ на проект √ќ—“ – "—истемы менеджмента качества в автомобилестроении. ќдобрение производства автомобильных компонентов" (к сожалению, проект данного документа доступен только в сети »нтернет и пока не опубликован в печати) [7]. Ќачина€ с первого этапа, нар€ду с существующими требовани€ми по качеству необходимо включать в контракт на поставку автомобильных компонентов требование о реализации процедуры ––ј–. ќбща€ последовательность действий поставщика и потребител€ по согласованию автомобильного компонента соответствует требовани€м [7] на всех этапах внедрени€ (схема). Ќа первом этапе внедр€етс€ "облегченна€" процедура ––ј–, по завершении четвертого этапа примен€ема€ поставщиком и потребителем процедура ––ј– должна полностью соответствовать требовани€м стандарта. ¬ дальнейшем потребитель может поэтапно повышать свои требовани€, вплоть до требовани€ сертификации —ћ  поставщика, соответствующей требовани€м ISO/TS 16949.




         ¬ключение в контракт (договор) на поставку требований в соответствии с первым этапом не €вл€етс€ невыполнимым и не требует дополнительного обучени€ сотрудников предпри€тий потребител€ и поставщика.
         ѕервый этап. ќбщий пор€док действий при согласовании автомобильного компонента (см. схему), соответствующий требовани€м [7], вводитс€ в действие с первого этапа. –азличи€ между предлагаемыми этапами состо€т в перечне предоставл€емых на согласование потребителю документов и в объеме действий потребител€ по проверке производства поставщика.
         ѕервый этап не требует от сторон дополнительной квалификации или специального обучени€ технических служб поставщика или потребител€. —остав представл€емых документов дл€ каждого этапа внедрени€ представлен в табл. 2. ѕо результатам оценки образцов и рассмотрени€ документов, представленных поставщиком, возможны три варианта решени€ потребител€:
  • одобрение;
  • отклонение;
  • временное одобрение.


         ѕотребитель оформл€ет свое решение в виде заключени€ по согласованию автомобильного компонента. ¬ св€зи с тем, что оценка производства поставщика на первом этапе внедрени€ ––ј– не предполагаетс€, пор€док оформлени€ заключени€ предлагаетс€ несколько упростить относительно [7], исключив из процесса согласовани€ оценку производственного процесса поставщика и анализ измерительных процессов, используемых поставщиком при контроле и производстве автомобильного компонента. ¬ременное одобрение, оформл€емое потребителем, не классифицируетс€, т. е. существует только один класс временного одобрени€, соответствующа€ графа в бланке временного одобрени€ не заполн€етс€.
         »спользуемые на начальных (первый, второй и третий) этапах внедрени€ ––ј– виды заключений потребител€ по результатам одобрени€ автомобильного компонента приведены в табл. 3.


         ¬торой этап. Ќа втором этапе потребитель и поставщик осваивают методы анализа измерительных систем (MSA) и анализа видов и последствий отказов конструкции автомобильного компонента (FMEA конструкции). Ќеобходимо отметить, что данные методы достаточно хорошо изложены как в справочных руководствах QS-9000, так и в специальной литературе. —амосто€тельное освоение этих методов вполне по силам техническим службам поставщика и потребител€. ѕри необходимости можно воспользоватьс€ услугами организаций, провод€щих обучение современным методам менеджмента качества. ѕотребитель должен быть готов оказать поставщику методическую поддержку в освоении этих методов.
         Ќа втором этапе анализ процессов производства автомобильного компонента, используемых поставщиком, со стороны потребител€ не предусмотрен. —остав представл€емых поставщиком документов приведен в табл. 2, виды заключений по результатам согласовани€ производства автомобильного компонента - в табл. 3.
         “ретий этап. ѕоставщик и потребитель должны освоить процессный подход к управлению качеством продукции, методы анализа видов и последствий потенциальных отказов процесса производства и поставки автомобильного компонента (FMEA процесса) и методы статистического управлени€ процессами (SPC).
         Ќесмотр€ на то что данные методы изложены в справочных руководствах QS-9000 и в специальной литературе, самосто€тельное освоение этих методов может вызвать трудности как у поставщика, так и у потребител€. ¬ этом случае следует обратитьс€ к услугам организаций, предоставл€ющих услуги по обучению специалистов современным методам менеджмента качества. Ѕез освоени€ поставщиком методов SPC и FMEA процесса третий этап не сможет состо€тьс€.
         јнализ действующей у поставщика —ћ  со стороны потребител€ на третьем этапе не проводитс€. —остав представл€емых документов приведен в табл. 2, виды заключений потребител€ - в табл. 3.  лассификаци€ временного одобрени€ в соответствии с [7] приведена в табл. 4.


         „етвертый (заключительный) этап предполагает использование поставщиком и потребителем всего комплекса современных методов менеджмента качества, включа€ планирование качества при разработке и производстве автомобильных компонентов (APQP) и проведение согласовани€ производства автомобильных компонентов в полном соответствии с [7]. Ќеобходимым условием реализации четвертого этапа €вл€етс€ интеграци€ методов планировани€ качества продукции в производственные и управленческие процессы поставщика и потребител€, что создает хорошие предпосылки, €вл€етс€ хорошим стимулом дл€ практического применени€ современных методов менеджмента качества (QS-9000, VDA 6.1 и ISO/TS 16949) и поставщиком, и потребителем.
         «аключение. ѕрименение поэтапного внедрени€ современных методов управлени€ через внедрение ––ј– позволит ускорить освоение отечественными предпри€ти€ми современного менеджмента качества и облегчит создание партнерских взаимовыгодных отношений между поставщиками и потребител€ми за счет введени€ в контракты на поставку реальных и выполнимых в российских услови€х требований, совместимых с мировой практикой.
         ѕоэтапное внедрение требований и постепенное налаживание партнерских св€зей имеет следующие преимущества:
         1. Ќачало внедрени€ по предлагаемой схеме не требует дополнительных затрат, и потребители могут требовать внедрени€ элементов ––ј– в объеме, предусмотренном первым этапом в самое ближайшее врем€ параллельно с освоением современных методов менеджмента качества. ¬ этот момент потребителю можно и нужно показать своим поставщикам преимущества партнерских отношений между ними.
         2. “ребовани€ о необходимости применени€ ––ј– могут быть предъ€влены потребителем одновременно всем своим поставщикам, независимо от их уровн€ развити€. ¬ то же врем€ скорость перехода от одного этапа к другому может быть установлена индивидуально дл€ каждого поставщика в зависимости от его уровн€ развити€.
         ¬ случае активного объединени€ усилий поставщика и потребител€ по освоению современных методов менеджмента качества этапы 2 и 3 или даже 2, 3 и 4 могут быть объединены.

  • —ѕ»—ќ  »—ѕќЋ№«ќ¬јЌЌќ… Ћ»“≈–ј“”–џ
    1. ёнак √., √одлевский ¬., ƒемин ¬., »ванов √. —овершенствование методов оценки и руководства качеством поставок в ќјќ "ј¬“ќ¬ј«" // —тандарты и качество. - 2002 . - є 9.
    2.  окотов ¬.я., √одлевский ¬.≈., ёнак √.Ћ., Ћитвинов ј.¬., ƒолгов ¬.ј. ќјќ "ј¬“ќ¬ј«": ¬недрение элементов QS-9000. ѕроцедура одобрени€ продукции и производства поставщика // Ќадежность и контроль качества. - 1999. - є 1. - —. 47-54. (—ери€ "ƒом качества", вып. 5. ѕоставщик и потребитель: —б. статей. - »зд-во –»ј "—тандарты и качество", 2000, —. 101-108.)
    3. Ѕезверхов ј. Ќекомплект ("ќтечественный јвтопром никогда не сможет выйти на международный уровень, если в стране не будет создана современна€ индустри€ автокомпонентов") // Ёксперт-јвто, є 7 (49) от 7 июл€ 2003 г.
    4. »—ќ/“” 16949:2002. —истемы менеджмента качества. ќсобые требовани€ по применению стандарта »—ќ 9001:2000 в автомобилестроении и организаци€х, поставл€ющих соответствующие запасные части: ѕер. с англ. - Ќ. Ќовгород: —ћ÷ "ѕриоритет", 2003. - 46 с.
    5. јннотации руководств, вход€щих в комплект документов системы QS-9000: ѕер. с англ. - Ќ. Ќовгород: —ћ÷ "ѕриоритет", 2001. - 17 с.
    6. Stefan Heinloth. Good-bye QS-9000? as the market grows? automakers look for unity in global standards - Quality magazine, March, 2000.
    7. ѕроект √ќ—“ – "—истемы менеджмента качества в автомобилестроении. ќдобрение производства автомобильных компонентов", разработан специалистами ќјќ "ј¬“ќ¬ј«", «јќ "јкадемический инжиниринговый центр", ќјќ "Ќ»÷  ƒ", —ћ÷ "ѕриоритет" в рамках ѕрограммного комитета "— ј-9000" (http://www.centerprioritet.ru/ska9000/wg2/info.htm).

    ќпубликовано в —тандарты и  ачество





    “акже на сайте:
     ак получить ложку точно к обеду, или ¬заимовыгодна€ работа с поставщиками
    ќриентаци€ на производственное совершенство

    ѕодготовлено при поддержке:

    ќ проекте

    quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

    Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

     роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

    ƒобавить в "»збранное"

    –екомендуем

    Ќаш новый проект:
    ¬се о качестве менеджмента
    »збранные книги

    –еклама на сайте





     ак сюда попасть?