Раньше заказчики желали качества, сегодня они его требуют. (Дж. Харрингтон)

Процессный подход в менеджменте производства и в управлении качеством продукции

 

В. Федюкин

 

Очевидно, что процессы производства продукции всегда были и остаются под контролем.

Издревле ремесленник выполнял две функции: производителя и контролера. С появлением разделения труда эти функции были разграничены. В связи с переходом от мануфактурного производства к фабричному и заводскому, где рабочий выполняет всего одну или несколько операций, появился контроль качества продукции, который соответствовал разделению труда рабочих. В этом случае функцию контроля качества исполняют "мастера-контролеры" или инспекторы, число которых на крупных предприятиях превысило 10% от общей численности работающих. Например, в США в компании Western Electric во времена промышленного бума в штате инспекционного отдела работало 5200 человек из общего числа работающих 40 тыс. человек. Взаимоотношения рабочих и инспекторов-контролеров (или мастеров-контролеров) сразу же становились похожими на отношения "полицейских и воров", так как деятельность контролеров по существу была деятельностью надзирателей. Избыток контролеров чрезмерно увеличивал себестоимость производства продукции, а внутрифирменная борьба и интриги не способствовали увеличению производительности и улучшению качества выпускаемой продукции. Возникла необходимость изменения методов контроля и управления производством.

Американский ученый доктор Вальтер Эндрю Шухарт (1891-1967), работавший в период с 1918 г. по 1924 г. инженером в уже упоминавшейся фирме Western Electric, предложил тейлоровский допусковый подход к контролю и управлению качеством продукций заменить на методику, направленную на обеспечение стабильности технологических процессов и на уменьшение их вариаций. Эта по сути революционная идея, обоснованная В. Шухартом в 1924 г., только через полвека получила всеобщее признание, распространение и достаточно широкое использование в промышленном производстве. Однако считается все же, что переход от системы контроля и обеспечения качества по Тейлору, с ее функциональной организацией производства и подетальным контролем качества изделий, к системе Шухарта, основанной преимущественно на процессном подходе к управлению качеством и производством продукции, начат по инициативе В. Шухарта в 1924 г.

Развивая тезис о том, что стабильный, точно исполняемый, высококачественный технологический процесс производства наиболее эффективно обеспечивает получение запланированного качества продукции, В. Шухарт предложил первый "инструмент" контроля качества процессов - контрольные карты, которые впоследствии стали называть контрольными картами Шухарта.

В 1931 г. В. Шухарт опубликовал отчет об использовании контрольных карт и первую книгу "Экономическое управление качеством промышленной продукции", а в 1939 г. была издана его вторая книга "Статистический метод с точки зрения контроля качества". В этих книгах В. Шухарту будучи уже профессором Рютгерского Университета, обобщил свои работы по статистическому методу контроля качества производственных (точнее "технологических") процессов и обеспечению на этой основе качества изготавливаемой продукции.

В. Шухарту принадлежит и утверждение о необходимости постоянного улучшения качества продукции. Считается, что вслед за введением статистического контроля производственных процессов и качества продукции с использованием репрезентативных выборок из большого количества производимой продукции, В. Шухарт предложил также процессный подход не только при контроле качества, но и при организации производственных связей от операции к операции, т. е. обосновал необходимость организации производства не по функциональным признакам, а следуя процессу производства (процессный подход — «горизонтальная» структура организации и управления производственным процессом). Такую организационную систему управления производством называют системой Шухарта.

Учитывая большие заслуги В. Шухарта в деле обеспечения качества, Американское общество контроля качества (ASQC) в 1947 г. учредило медаль Шухарта, которой ежегодно награждается один из специалистов в области обеспечения качества.

Основные научно-практические результаты работ В. Шухарта — «отца менеджмента качества» — реализованы его учеником В. Эдварсом Демингом (1900-1993), в основном, на предприятиях Японии.

Э. Деминг развил концепцию В. Шухарта о непрерывном (процессном) улучшении качества и ввел в практику производственного менеджмента использование цикла PDCA: планирование (Plan) —> выполнение, реализация (Do) —> проверка (Check) —> действие (Action). Метод и цикл Шухарта-Деминга, который чаще называют циклом Деминга, обычно иллюстрируют схемой управления любым процессом деятельности, в том числе и процессом управления качеством.

В рамках системы Шухарта, внедренной Э. Демингом в практику организации производств, полностью меняется сущность производственного менеджмента: все фазы внутрипроизводственного цикла в бизнес-процессе становятся элементами общей командной работы. Это исключает производственную конфликтность, присущую системе Тейлора, где все четыре фазы (функции) выполняются разными подразделениями, т. е. разными группами людей.

Теоретизируя, Э. Деминг сформулировал ряд "прагматических аксиом". Первая из них гласит, что "любая деятельность может рассматриваться как технологический процесс и поэтому может быть улучшена". То есть Э. Деминг считал, что при управлении качеством любой

деятельности и качеством результата (выхода) этой деятельности необходим процессный подход.

Вторая аксиома, сформулированная Э. Демингом, такова: "Производство должно рассматриваться как система, находящаяся в стабильном или нестабильном состоянии". Развивая эту мысль, Э. Деминг делает вывод о том, что результат решения конкретных проблем диктуется состоянием системы, поэтому необходимы фундаментальные изменения, касающиеся самой системы.

В соответствии с третьей аксиомой, "высшее руководство предприятия должно во всех случаях принимать на себя ответственность за его деятельность".

Два первых аксиоматических утверждения относятся к управлению процессами производства или иной деятельностью. Из этих аксиом Э. Деминг выводит 14 частных принципов, настаивая на необходимости:

1. Постоянного и целенаправленного улучшения предприятием качества продукции и предоставляемых услуг.

2. Принятия новой установки о безусловной недопустимости несоответствий, задержек, простоев, ошибок, дефектов. Ответственность за это должно брать на себя руководство предприятия.

3. Исключения массового контроля качества и недопущения появления дефектов.

4. Прекращения закупок по самой низкой цене. Цена должна учитывать качество товара.

5. Улучшения каждого процесса для повышения качества продукции, повышения производительности и уменьшения затрат.

6. Обучения всех работников.

7. Использования новых методов руководства. Руководство сотрудниками должно помогать им лучше делать свою работу. Роль руководителя - это роль учителя, а не судьи или приказчика.

8. Изгонять страхи, чтобы все могли работать спокойно и эффективно.

9. Разрушения барьеров между подразделениями.

10. Отказа от лозунгов и призывов, не подкрепленных соответствующими действиями и средствами.

11.. Исключения произвольно устанавливаемых заданий и количественных норм. Работник выполняет работу качественно столько,

сколько сможет.

12. Способствовать тому, чтобы работники гордились своей работой

и квалификацией.

13. Поощрения стремления работников к образованию и совершенствованию.

14. Ответственности руководства в отношении качества.

Будучи последователем В. Шухарта, Э. Деминг конкретизировал области использования статистических методов контроля качества технологических процессов и продукции. Благодаря этим методам удалось существенно сократить затраты на несоответствия (дефекты).

В 1950 г. Э. Деминг выступал с лекциями и проводил консультации в Японии. Учение Шухарта-Деминга было воспринято японскими предпринимателями, которые стали использовать это учение на практике. В результате качество японских товаров резко улучшилось. В 1951 г. была учреждена японская национальная премия за достижения в области качества продукции или услуг, которая была названа именем Э. Деминга.

В 1992 г. Э. Деминг обратился к российским коллегам с призывом

решать все экономические проблемы на основе системного подхода к качеству. В этом обращении есть такие слова: "Ни одной стране мира нет необходимости быть бедной". Для этого необходимо освоить прогрессивные методы менеджмента и научиться эффективно улучшать качество продукции и услуг. Ориентация на социально-экономическое развитие страны, осуществляемое путем улучшения качества производственных и социальных процессов, продукции, услуг, образования, отношений между людьми, может стать российской национальной идеей.

Еще одним представителем плеяды американских ученых, заложивших научные основы процессного управления производством и качеством продукции, является Джозеф М. Джуран. Он, как в свое время В, Шухарт и Э. Деминг, в 1924 г. начал работать на производственном предприятии Western Electric и работал вместе с Э. Демингом.

Э. Деминг и Д. Джуран в пятидесятые годы XX в. заложили основу специфического развития японской экономики на базе высокого качества продукции. В те годы оба ученых не были популярны в США, где промышленная политика была ориентирована на управление затратами, а не на управление качеством. Только в восьмидесятые годы в США были признаны заслуги этих ученых в области экономики.

Д. Джуран ввел понятие "управление качеством" в своем "Справочнике по управлению качеством", опубликованном в 1951 г. В 1963 г. вышло второе, дополненное и переработанное издание "Справочника". В 1964 г.

была издана монография Д. Джурана "Революция в управлении предприятием".

Д. Джуран впервые обосновал переход от контроля качества к его управлению. Им разработана знаменитая "спираль качества". Спираль Джурана - это пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно и последовательно осуществляемых работ по управлению качеством продукции на всех этапах жизненного цикла ("петли качества") продукции. Спираль Джурана (рис. 1.2) послужила прообразом многих частных моделей процессного управления бизнесом и особенно качеством производимой предприятием продукции.

Итак, В. Шухарт, Э. Деминг и Д. Джуран являются основоположниками теории и практики менеджмента качества и, в частности, процессного подхода к решению проблемы качества. Впоследствии (и одновременно с ними) учение об управлении качеством развивалось многими специалистами западных стран, Японии и СССР.

Рассматривая вопросы развития науки и практики управления качеством, необходимо отметить, что этим вопросам в СССР, а теперь в России, уделялось и уделяется значительное внимание. Нашим специалистам и ученым принадлежат выдающиеся достижения в области управления качеством продукции, благодаря которым в некоторых отраслях промышленности (в основном оборонных) создавали и создают продукцию непревзойденного качества. Отечественный опыт управления качеством успешно использовался за рубежом. В частности, "кружки качества" впервые возникли в СССР, а потом уже в Японии и в других странах.





Также на сайте:
Процессный подход - это что-то новое или мы уже давно этим пользуемся?
Профессия - менеджер

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?