Человек, который не делает ошибок, завладел бы миром за один месяц. Но человек, который не учится на своих ошибках, не владеет ничем. (Э. Лефевр)

Система качества по ИСО серии 9000. Подготовка персонала.

   ":как бы Вы ни были хороши или удачливы и как бы Вы ни были умны и ловки, Ваше дело и его судьба находится в руках тех людей, которых Вы нанимаете"
   Акио Морита, президент компании "СОНИ"

   Рабочая сила действительно все больше и больше трансформируется в капитал, вследствие увеличивающихся затрат на образование и увеличивающуюся длительность образовательно-го цикла, обеспечивающего необходимую квалификацию труда. Качество образования ста-новится ведущим фактором в проблеме управления вообще и в проблеме управления качест-вом, в частности.

   Как - то спросили японского профессора Х. Цубаки: "В чем секрет успехов Японии в области качества - в использовании статистических методов, методов Тагути, кружков качества или чего - то еще?" Он ответил: "Все, что вы перечислили, играет свою роль, но, пожалуй, самое главное - это прекрасно поставленная система обучения персонала как внутри так и вне предприятия, а также особая система мотивации".

   Многообразие и сложность задач, возникающих в процессе разработки, внедрения и управ-ления качеством на предприятии, предъявляют повышенные требования к уровню специаль-ных знаний и умению работников. Подготовка персонала в области качества - это деятель-ность администрации предприятия по обеспечению готовности персонала к выполнению ра-бот в соответствии с требованиями системы качества. Как показывает опыт, подготовка пер-сонала должна осуществляться на основе принципов всеобщности, обязательности, непре-рывности и иерархической последовательности.

   Принцип всеобщности означает, что подготовка в области качества охватывает все уровни персонала предприятия - от его высшего руководства до рабочего.

   Принцип обязательности - обучение и повышение квалификации в области качества являет-ся служебной обязанностью каждого работника предприятия.

   Принцип непрерывности: обучение и повышение квалификации работника предприятия рас-сматриваются как планомерный и непрерывный процесс, направленный на его профессио-нальный рост.

   Принцип иерархической последовательности подразумевает, что подготовка персонала в об-ласти качества начинается с высшего уровня и обучение каждого нижеследующего уровня ведется только после подготовки вышестоящего уровня.

   Персонал - это ключевой генерирующий элемент производительных сил. Его профессиона-лизм и активность приводят в действие средства производства и в решающей степени опре-деляют эффективность производства.

   Согласно стандартам ИСО подготовка в области качества должна охватывать все уровни персонала предприятия: руководящий и исполнительный персонал, техников, производст-венных контролеров и рабочих. Каждый сотрудник предприятия вне зависимости от того, на какой ступени служебной иерархии он находится, должен понимать возложенные на него обязанности в области качества, представлять свою роль в системе качества и последствия плохой работы.

   Главное в подготовке руководящего персонала заключается в том, чтобы он понял основные принципы системы качества и приобрел умение принимать эффективные решения, касаю-щееся ее разработки, внедрения и функционирования. Деятельность руководящего персонала должна быть ориентирована на формирование политики в области качества и создание над-лежащих условий для ее реализации. Совершенно очевидно, что подготовка руководителей предприятия должна предшествовать подготовке других категорий работников. Недаром в Японии программы массовой подготовки промышленного персонала в области качества ох-ватывают сотни тысяч управляющих на всех организационных уровнях и во всех подразде-лениях фирмы. Известно, что на обучение управляющего высшего и среднего звена в этой стране ушло целое десятилетие (до начала 60 - х годов). Лишь после этого началась подго-товка других категорий работников. На сегодняшний день в Японии создан самый высоко-квалифицированный персонал - с точки зрения владения методами обеспечения качества и их применения. Именно это стало оной из определяющих причин японского феномена каче-ства.

   Подготовка исполнительного персонала, включающего в себя специалистов, имеет целью обеспечить его вооруженность современными методами решения вопросов качества. Эта ка-тегория работников должна обладать способностью решать все методические вопросы, свя-занные с реализацией функций системы качества. Подготовка специалистов не должна за-мыкаться только на тех, кто непосредственно отвечает за качество. Ее должны пройти и те, кто занимается маркетингом, проектированием, технологией, экономикой и т. п. При этом особое внимание должно уделяться методам анализа и оценки затрат на качество, методам функционально - стоимостного анализа, статистическим методам, методам проведения ис-следований.

   Подготовка технического персонала ориентирована на его более активное участие в системе качества. при этом особое внимание уделяется подготовке в области сбора и анализа стати-стической информации о ходе технологических процессов.

   Все производственные контролеры и рабочие проходят всестороннюю подготовку, обеспе-чивающую приобретение методов и навыков, необходимых для правильного выполнения ра-бочих процедур с использованием соответствующих инструментов, оборудования и меха-низмов, чтения и понимания технической документации. При подготовке обеспечивается од-нозначное понимание взаимосвязи между обязанностями работников, качеством и техникой безопасности на рабочих местах.

   Повышение квалификации в области качества становится в современных условиях объек-тивно необходимой частью производственной деятельности и уже не рассматривается только как желательная, но необязательная форма этой деятельности. В современных условиях не-желание работников повышать свою квалификацию расценивается как нарушение производ-ственной деятельности. Следует отметить, что, к сожалению, еще на многих отечественных предприятиях руководители и специалисты не обладают достаточной квалификацией для выполнения функций в области качества. Некомпетентность этих работников небезобидна, она представляет серьезную опасность, ибо, как утверждал знаменитый французский писа-тель Шатобриан, "действие, которое опирается на незнание, есть преступление". Именно не-достаточность знаний руководителей и специалистов является причиной ошибочных реше-ний и неспособности предприятия, в конечном счете, обеспечить требуемое потребителем качество продукции. Одно из правил Дж. Джурана гласит: "Любая проблема на 85% опреде-ляется системой, а на 15% - рабочими".

   Человек, имеющий определенный запас новых знаний "вырастает из старых одежек", не-вольно вступает в противоречия (в зависимости от направленности полученных знаний) со сложившимися производственными отношениями, существующими технологическими или управленческими процессами, активно влияет на качество выпускаемой продукции. Изба-вится от устаревших, годами сложившихся стереотипов, можно только получив новые.

Разработано и опубликовано в ТЮФ Норд Украина





Также на сайте:
Использование инструментальной системы ARIS при разработке и эксплуатации систем менеджмента качества.
ВНУТРЕННИЕ АУДИТЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) И РОЛЬ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте



Как сюда попасть?