В чем разница между препятствием и возможностью? В нашем отношении. У каждой возможности есть сложность, равно как и у каждой сложности есть возможность. (Сайдлоу Вакстер)

Система качества по ИСО серии 9000. Подготовка персонала.

   ":как бы Вы ни были хороши или удачливы и как бы Вы ни были умны и ловки, Ваше дело и его судьба находится в руках тех людей, которых Вы нанимаете"
   Акио Морита, президент компании "СОНИ"

   Рабочая сила действительно все больше и больше трансформируется в капитал, вследствие увеличивающихся затрат на образование и увеличивающуюся длительность образовательно-го цикла, обеспечивающего необходимую квалификацию труда. Качество образования ста-новится ведущим фактором в проблеме управления вообще и в проблеме управления качест-вом, в частности.

   Как - то спросили японского профессора Х. Цубаки: "В чем секрет успехов Японии в области качества - в использовании статистических методов, методов Тагути, кружков качества или чего - то еще?" Он ответил: "Все, что вы перечислили, играет свою роль, но, пожалуй, самое главное - это прекрасно поставленная система обучения персонала как внутри так и вне предприятия, а также особая система мотивации".

   Многообразие и сложность задач, возникающих в процессе разработки, внедрения и управ-ления качеством на предприятии, предъявляют повышенные требования к уровню специаль-ных знаний и умению работников. Подготовка персонала в области качества - это деятель-ность администрации предприятия по обеспечению готовности персонала к выполнению ра-бот в соответствии с требованиями системы качества. Как показывает опыт, подготовка пер-сонала должна осуществляться на основе принципов всеобщности, обязательности, непре-рывности и иерархической последовательности.

   Принцип всеобщности означает, что подготовка в области качества охватывает все уровни персонала предприятия - от его высшего руководства до рабочего.

   Принцип обязательности - обучение и повышение квалификации в области качества являет-ся служебной обязанностью каждого работника предприятия.

   Принцип непрерывности: обучение и повышение квалификации работника предприятия рас-сматриваются как планомерный и непрерывный процесс, направленный на его профессио-нальный рост.

   Принцип иерархической последовательности подразумевает, что подготовка персонала в об-ласти качества начинается с высшего уровня и обучение каждого нижеследующего уровня ведется только после подготовки вышестоящего уровня.

   Персонал - это ключевой генерирующий элемент производительных сил. Его профессиона-лизм и активность приводят в действие средства производства и в решающей степени опре-деляют эффективность производства.

   Согласно стандартам ИСО подготовка в области качества должна охватывать все уровни персонала предприятия: руководящий и исполнительный персонал, техников, производст-венных контролеров и рабочих. Каждый сотрудник предприятия вне зависимости от того, на какой ступени служебной иерархии он находится, должен понимать возложенные на него обязанности в области качества, представлять свою роль в системе качества и последствия плохой работы.

   Главное в подготовке руководящего персонала заключается в том, чтобы он понял основные принципы системы качества и приобрел умение принимать эффективные решения, касаю-щееся ее разработки, внедрения и функционирования. Деятельность руководящего персонала должна быть ориентирована на формирование политики в области качества и создание над-лежащих условий для ее реализации. Совершенно очевидно, что подготовка руководителей предприятия должна предшествовать подготовке других категорий работников. Недаром в Японии программы массовой подготовки промышленного персонала в области качества ох-ватывают сотни тысяч управляющих на всех организационных уровнях и во всех подразде-лениях фирмы. Известно, что на обучение управляющего высшего и среднего звена в этой стране ушло целое десятилетие (до начала 60 - х годов). Лишь после этого началась подго-товка других категорий работников. На сегодняшний день в Японии создан самый высоко-квалифицированный персонал - с точки зрения владения методами обеспечения качества и их применения. Именно это стало оной из определяющих причин японского феномена каче-ства.

   Подготовка исполнительного персонала, включающего в себя специалистов, имеет целью обеспечить его вооруженность современными методами решения вопросов качества. Эта ка-тегория работников должна обладать способностью решать все методические вопросы, свя-занные с реализацией функций системы качества. Подготовка специалистов не должна за-мыкаться только на тех, кто непосредственно отвечает за качество. Ее должны пройти и те, кто занимается маркетингом, проектированием, технологией, экономикой и т. п. При этом особое внимание должно уделяться методам анализа и оценки затрат на качество, методам функционально - стоимостного анализа, статистическим методам, методам проведения ис-следований.

   Подготовка технического персонала ориентирована на его более активное участие в системе качества. при этом особое внимание уделяется подготовке в области сбора и анализа стати-стической информации о ходе технологических процессов.

   Все производственные контролеры и рабочие проходят всестороннюю подготовку, обеспе-чивающую приобретение методов и навыков, необходимых для правильного выполнения ра-бочих процедур с использованием соответствующих инструментов, оборудования и меха-низмов, чтения и понимания технической документации. При подготовке обеспечивается од-нозначное понимание взаимосвязи между обязанностями работников, качеством и техникой безопасности на рабочих местах.

   Повышение квалификации в области качества становится в современных условиях объек-тивно необходимой частью производственной деятельности и уже не рассматривается только как желательная, но необязательная форма этой деятельности. В современных условиях не-желание работников повышать свою квалификацию расценивается как нарушение производ-ственной деятельности. Следует отметить, что, к сожалению, еще на многих отечественных предприятиях руководители и специалисты не обладают достаточной квалификацией для выполнения функций в области качества. Некомпетентность этих работников небезобидна, она представляет серьезную опасность, ибо, как утверждал знаменитый французский писа-тель Шатобриан, "действие, которое опирается на незнание, есть преступление". Именно не-достаточность знаний руководителей и специалистов является причиной ошибочных реше-ний и неспособности предприятия, в конечном счете, обеспечить требуемое потребителем качество продукции. Одно из правил Дж. Джурана гласит: "Любая проблема на 85% опреде-ляется системой, а на 15% - рабочими".

   Человек, имеющий определенный запас новых знаний "вырастает из старых одежек", не-вольно вступает в противоречия (в зависимости от направленности полученных знаний) со сложившимися производственными отношениями, существующими технологическими или управленческими процессами, активно влияет на качество выпускаемой продукции. Изба-вится от устаревших, годами сложившихся стереотипов, можно только получив новые.

Разработано и опубликовано в ТЮФ Норд Украина





Также на сайте:
Использование инструментальной системы ARIS при разработке и эксплуатации систем менеджмента качества.
ВНУТРЕННИЕ АУДИТЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) И РОЛЬ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?