–Я–†–Ш–Э–¶–Ш–Я –Х–Ф–Ш–Э–Ю–Э–Р–І–Р–Ы–Ш–ѓ: "–Ґ–µ–ї–Њ —Б –і–≤—Г–Љ—П –≥–Њ–ї–Њ–≤–∞–Љ–Є - —З—Г–і–Њ–≤–Є—Й–µ". (–Р. –§–∞–є–Њ–ї—М)

Ѕизнес-процессы - от реинжиниринга к управлению

—айт-источник - Management Magazine

ѕочему "реинжиниринг" процессов был так попул€рен дес€ть лет назад, и почему в новом тыс€челетии он потер€л свою актуальность - краткий экскурс в историю.

ќколо дес€ти лет назад в статье Thomas Davenport, опубликованной в журнале Sloan Management Review в июне 1990 года, и в статье Michael Hammer, опубликованной в журнале Harvard Business Review в июле 1990 года, сообщалось о гр€дущей волне радикальных изменений в бизнес-процессах. ¬ те смутные времена крупные, признанные компании испытывали большие трудности. Ќа них наступали более проворные, успешные компании с отсталых рынков. Ќачалась глобализаци€, и пути назад уже не было - назревала необходимость в переменах. Ќо мало кто мог найти решение, которое не потребовало бы отказатьс€ от предыдущего опыта работы.

"Ќе автоматизируй, а удал€й" - эти слова стали девизом тех, кто приступил к реинжинирингу бизнес-процессов, переключив внимание с оптимизации отдельных функций, выполн€емых отдельными подразделени€ми, на де€тельность всего предпри€ти€ - с формированием сквозных бизнес-процессов и принесением ценности клиентам. “е, кто пророчил изменени€ в процессах, поцеловали сп€щую красавицу -  орпоративную јмерику и пробудили ее от "функциональной" дремоты, чем положили начало революции бизнес-процессов (Business Process Reengineering - BPR). Ќа приемном конце это ощущалось так, будто взорвалась атомна€ бомба. „увства, ранее не находившие выражени€, вскипели, превратившись в бурный поток изменений, который заставил компании сокращать штаты, обращатьс€ к внешним ресурсам и реструктурировать свою работу.

» хот€ слово "реинжиниринг", в конце концов, стало ругательным в мире бизнеса, и больше всего ассоциировалось с побочными эффектами сокращени€ штатов, тем не менее, реинжиниринг пролил свет на основные черты и типичные модели необходимых изменений, такие как сокращение ступеней процессов и усиление св€зей между подразделени€ми предпри€ти€. — другой стороны, реинжиниринг не предложил €сного метода дл€ выполнени€ этих требований, который мог бы быть одновременно применен к многочисленным проблемам, св€занным с процессами. Ќа практике реинжиниринг, скорее, приводил к разрыву между фактическим состо€нием процессов и тем, какими они "должны были быть". “рансформации бизнес-процессов происходили только путем внедрени€ обширных и интенсивных проектов по организационным изменени€м и новых систем, часто выражающихс€ в виде комплектов по планированию ресурсов предпри€ти€ (enterprise resource planning - ERP), в которых кросс-функциональные процессы были предварительно закодированы в программном обеспечении. –еинжиниринг предполагал радикальные разрушительные единовременные изменени€.

ƒаже если компании готовы к тому, чтобы еще раз подвергнуть себ€ дезорганизации, которой требуют единовременные изменени€, они больше не могут позволить себе измен€ть процессы и IT-системы "по одной за раз", как гласили принципы реинжиниринга. ѕрерывистые изменени€ на грани традиций и инноваций более не €вл€ютс€ вариантом дл€ сегодн€шних компаний, и все же, проводить изменени€ необходимо - ведь мы оп€ть переживаем смутные времена.

»зменени€ - это единственна€ константа в бизнесе. —егодн€шние бизнес-процессы, состо€щие из многочисленных практик, операций, моделей данных, приложений и многих других точечных решений, повторенных сотни раз в сотн€х подразделений, пора рационализировать. —егодн€ компани€м нужна не нова€ система, замен€юща€ традиционную систему, и не новый "слой бизнес-процессов" в и без того сложной структуре »“.  омпани€м нужна возможность преобразовать все бизнес-процессы в стандартную форму, открытую дл€ манипул€ций с помощью уже имеющихс€ инструментов и умений. —трем€сь достигнуть фундаментального сдвига от реинжиниринга процессов к непрерывному управлению процессами, компании начинают осознавать значение системы управлени€ бизнес-процессами (Business Process Management System - BPMS).

“аблица. –еинжиниринг процессов

‘акторы в сравнении –еинжиниринг процессов “реть€ волна управлени€ бизнес-процессами (BPM)
”ровень изменений –адикальные ѕолный жизненный цикл
»нтерпретаци€ того, что "есть" и того, что "должно быть" —тарые процессы, новые процессы - прерывность ≈сть возможность BPM, нет возможности BPM
»сходна€ позици€ "„истый лист" Ќовые или существующие процессы
„астота изменений ѕериодические единовременные изменени€ ≈диновременные, периодические, продолжительные или эволюционные
ƒлительность изменений ƒлительные ¬ реальном времени
¬недрение –азрушительные, взрывные преобразовани€ Ќарастающие преобразовани€
”частие —низу вверх —низу вверх и сверху вниз
 оличество процессов ѕо одному основному процессу за один раз ћногие процессы одновременно
“ипичный масштаб Ўирокий, кросс-функциональный ”правление процессами на уровне всей корпорации
ƒиапазон Ѕудущее ѕрошлое, насто€щее и будущее
–иск ¬ысокий Ќизкий
ќсновна€ движуща€ сила »нформационные технологии “ехнологии процессов
»нструменты Ќет ќнлайновые
–еализаци€ ¬ысшее руководство –азработчики процессов и все работники
–абота ѕроцесс ѕроцесс и практика
—пособ реализации  ультурный, структурный ћатематическа€ основа и технологические стандарты процессов
—равнение с управлением бизнес-процессами

„ерез мощный объектив BPMS компании впервые могут рассмотреть, пон€ть и документально зафиксировать все мельчайшие действи€, €вл€ющиес€ частью многочисленных систем, приложений, интерфейсов и услуг организации, формирующих структуру, благодар€ которой система живет и дышит. ѕри использовании BPM-систем все приложени€ и процедуры автоматически вы€вл€ютс€ и организуютс€, формиру€ богатую палитру бизнес-процессов многократного использовани€.

Ѕизнес-аналитики могут использовать ресурсы BPMS в качестве исходного материала дл€ укреплени€ предпри€ти€, и не раз в три года, а ежеквартально, еженедельно, а в некоторых случа€х, в реальном времени, корректиру€ курс организации в ответ на измен€ющиес€ услови€ рынка. ѕо мере того, как компании создают модели сквозных процессов, они твердо скрепл€ют новый дизайн с уже существующим, сохран€€ ценность прошлых инвестиций.  аждый представленный в цифровой форме бизнес-процесс может в любой момент быть использован повторно в соответствии с приоритетами и доступными ресурсами организации. ѕроцессы всего предпри€ти€ укрепл€ютс€, индивидуализируютс€, рационализируютс€ и, что самое главное, лучший опыт работы немедленно распростран€етс€ по всей организации.

BPMS дл€ разработчика процесса - все равно, что системы управлени€ базами данных - дл€ разработчика баз данных. »ме€ столь же крепкую основу - строгое разделение управл€ющей логики и потока данных, присущее €зыку моделировани€ бизнес-процессов (Business Process Modeling Language - BPML), BPMS интегрирует ранее самосто€тельные дисциплины и возвращаетс€ от реинжиниринга к проектировке в компани€х 21 века - компани€х с управл€емыми процессами. –еинжиниринг, направление прошлого дес€тилети€, которому недостает такой практической основы, потер€ло доверие в мире бизнеса. “реть€ волна управлени€ бизнес-процессами, наоборот, может считатьс€ методом "реинжиниринга реинжиниринга реинжиниринга", способным извлечь выгоду из полученных уроков и динамичного управлени€ процессами. “акой подход использует положительные стороны реинжиниринга - творчество, проникновение, но устран€ет прерывность и внедрение новых процессов. ≈сли компани€м нужны "встроенные" изменени€, они должны действовать сейчас - и "встроить" агент изменений - BPMS.

P.S. „то вам дал реинжиниринг? —читаете ли вы, что есть более действенный способ дойти до безуми€ при работе с существующими системами, чем их простое "удаление"?


* Howard Smith - √лавный заведующий технологи€ми в компании Computer Sciences Corp. и сопредседатель Business Process Management Initiative (BPMI.org).
Peter Fingar - управл€ющий партнер в фирме по разработке стратегий Greystone Group. –анее выполн€л об€занности CIO в University of Tampa.
Smith и Fingar €вл€ютс€ соавторами книги "Business Process Management: The Third Wave". ƒл€ предварительного просмотра книги зайдите на сайт http://www.management.com.ua/bpr/www.bpm3.com.

ќригинал статьи:
"Business Processes: From Reengineering to Management" by Howard Smith and Peter Fingar; CXO Media - Darwin, 01 Mar 2003

ѕеревод: Management Magazine






“акже на сайте:
Ѕизнес-процессы, процессное управление и эффективность
”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќћ в малом и среднем бизнесе

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?