–≠—Д—Д–µ–Ї—В–Є–≤–љ–Њ—Б—В—М —Г–њ—А–∞–≤–ї–µ–љ–Є—П –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–Њ–Љ –Њ–±–µ—Б–њ–µ—З–Є–≤–∞–µ—В—Б—П —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –њ—А–Є –љ–µ–њ–Њ—Б—А–µ–і—Б—В–≤–µ–љ–љ–Њ–Љ —Г—З–∞—Б—В–Є–Є –Љ–∞—Б—В–µ—А–Њ–≤ –Є —А–∞–±–Њ—З–Є—Е. –Ш–Љ–µ–љ–љ–Њ —А–∞–±–Њ—З–Є–µ - –љ–Њ—Б–Є—В–µ–ї–Є –і–Њ—Б—В–Њ–≤–µ—А–љ–Њ–є –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Є. (–Ъ. –Ш—Б–Є–Ї–∞–≤–∞)

Ќебольшой FAQ по менеджменту качества.

¬опрос 1. Ќаше предпри€тие находитс€ в процессе перехода системы менеджмента качества на ISO 9000 версии 2000 года. ћы знаем, что стандарт ISO 9001:2000 требует наличи€ шести об€зательных документированных процедур, а именно:

- управление документацией;

- управление протоколами качества;

- внутренний аудит;

- управление несоответствующей продукцией;

- корректирующие действи€;

- предупреждающие действи€.

Ќа нашем предпри€тии уже была разработана и внедрена документированна€ процедура < орректирующие и предупреждающие действи€>. Ќужно ли нам разбивать ее на две отдельные документированные процедуры: < орректирующие действи€> и <ѕредупреждающие действи€>, чтобы общее количество документированных процедур было шесть?

ќтвет 1: ƒл€ получени€ ответа на этот вопрос мы предлагаем ¬ам обратитьс€ к документу <ISO/TC 176/SC 2/N 525R ¬ведение в ISO 9000 и комплект вспомогательных документов:

–уковод€щие указани€ по требовани€м ISO 9001:2000 к документации>.

–аздел 4 (с) этого документа определ€ет следующее: <—тандарт ISO 9001:2000 устанавливает конкретные требовани€ относительно наличи€ в организации <документированных процедур> дл€ шести видов де€тельности>.

<Ќекоторые организации могут посчитать, что объединение процедур дл€ различных видов де€тельности в единую документированную процедуру €вл€етс€ дл€ них целесообразным (например, корректирующие действи€ и предупреждающие действи€). ƒругие организации могут выбрать документирование одной определенной де€тельности с использованием более чем одной документированной процедуры (например, внутренние аудиты). ќба этих варианта €вл€ютс€ приемлемыми>.

“аким образом, разбивать документированную процедуру < орректирующие и предупреждающие действи€> на отдельные документированные процедуры: < орректирующие действи€> и <ѕредупреждающие действи€> не нужно.

¬опрос 2. ћы запланировали внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требовани€ми международного стандарта ISO 9001:2000. ѕосоветуйте с чего нам нужно начинать - пригласить консультанта, обратитьс€ к органу по сертификации, пройти обучение?

ќтвет 2: ћеждународна€ организаци€ по стандартизации рекомендует начинать разработку системы менеджмента качества с подробного изучени€ всех стандартов ISO серии 9000 и вспомогательных документов. ¬ одном из этих стандартов, а именно ISO 9000:2000 <—истемы менеджмента качества. ќсновные положени€ и словарь>, п. 2.3 вы найдете следующие руковод€щие указани€:

<ѕодход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких

ступеней, включающих:

а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

б) разработку политики и целей организации в области качества;

в) установление процессов и ответственности, необходимых дл€ достижени€ целей в области качества;:..>

¬ реализации перечисленных выше ступеней и заключаетс€ первый этап построени€ системы менеджмента качества. ƒл€ того, чтобы выполнить его правильно, необходимо обратитьс€ к таким документам, как:

- ISO/TC 176/SC 2/N 544R ¬ведение в ISO 9000 и комплект вспомогательных документов: –уковод€щие указани€ по реализации процессного подхода в системах менеджмента качества.

- BS 6143:1992 ћодель затрат на процессы.

- ISO 5807:1985 ќбработка информации - ќбозначени€ документации и другие условные обозначени€ дл€ составлени€ блок-схем потоков данных, программ и систем, а также диаграмм системных ресурсов.

ѕосле изучени€ этих документов ¬ы сможете разработать единые дл€ ¬ашего предпри€ти€ правила по описанию процессов и управлению процессами, а также начать реализацию процессного подхода, €вл€ющегос€ базой дл€ внедрени€ системы менеджмента качества в соответствии с требовани€ми международного стандарта ISO 9001:2000.

ѕознакомитьс€ со всеми вышеперечисленными документами вы можете самосто€тельно, либо на обучении.

¬опрос 3. —колько процессов должно быть в системе менеджмента качества в соответствии с требовани€ми стандарта ISO 9001:2000?

ќтвет 3:  онкретных требований, или рекомендаций относительно количества процессов системы менеджмента качества не содержитс€ ни в стандартах ISO серии 9000 ни во вспомогательных документах, разработанных международной организацией по стандартизации. ¬ то же врем€ необходимо помнить о жестких требовани€х п. 4.1 стандарта ISO 9001:2000 к каждому процессу —ћ , а именно:

a) наблюдать, измер€ть и анализировать процессы; и

b) принимать меры, необходимые дл€ достижени€ запланированных результатов и посто€нного улучшени€ процессов>.

Ќаблюдать, измер€ть, анализировать (сопоставл€ть с критери€ми) и улучшать процессы - это достаточно трудоемка€ дополнительна€ работа дл€ персонала, котора€ предполагает как четкое определение ответственности и полномочий дл€ проведени€ такой де€тельности, так и ведение записей по результатам измерений, анализа и предпринимаемых мер по улучшению. ѕрактика показывает, что наиболее эффективно организовать работу по управлению процессами можно в том случае, когда количество процессов —ћ  дл€ малых предпри€тий не превышает дес€ти, а дл€ больших и средних предпри€тий несколько дес€тков. ѕримерами процессов —ћ  €вл€ютс€ такие процессы, как: <ѕроцесс закупок>, <ѕроцесс проектировани€ и разработки продукции>, <ѕроцесс управлени€ документацией и данными> и т.д.

¬опрос 4. ћы ознакомились с британским стандартом BS 6143:1992, который подробно описывает создание модели процесса. ѕодробное описание входных потоков, выходных потоков, управл€ющих воздействий и ресурсов, а, тем более, схематическое их представление кажетс€ нам громоздким и запутанным. ћогли бы мы обойтись без разработки моделей процесса?

ќтвет 4: ƒл€ получени€ ответа на этот вопрос мы предлагаем ¬ам обратитьс€ к документу <ISO/TC 176/SC 2/N 544R ¬ведение в ISO 9000 и комплект вспомогательных документов: –уковод€щие указани€ по реализации процессного подхода в системах менеджмента качества>. ¬ этом документе установлено следующее: <¬ тех случа€х, когда организаци€ считает необходимым документировать процесс, могут быть использованы самые различные методы, такие как графические представлени€, письменные инструкции, контрольные листы, блок-схемы, нагл€дные изображени€ или документирование в электронном виде>.  раткий ответ на этот вопрос - без моделей процессов обойтись можно. Ќо в этом случае будет сложно обеспечить взаимосв€зь процессов, целостность системы и определ€ть параметры процессов —ћ : реальные результаты функционировани€ процессов относительно затрат на процесс или относительно желаемых результатов функционировани€ процессов? Ќе придетс€ ли дл€ этого <изобретать велосипед>?

¬опрос 5. Ќа нашем предпри€тии многие менеджеры используют статистические методы дл€ обработки данных. “ак, например, менеджер по качеству составл€ет диаграммы по результатам внутреннего аудита, которые иллюстрируют распределение вы€вленных несоответствий по пунктам стандарта, а менеджер ќ“  строит диаграммы, показывающие, сколько было вы€влено дефектов каждым примен€емым методом контрол€ качества за мес€ц. Ёту графическую информацию мы регул€рно обсуждаем на советах по качеству. Ќа последнем совете по качеству мы сделали вывод, что предоставл€ема€ менеджерами информаци€ не достаточно полезна дл€ предпри€ти€, и прин€ли решение обучить всех наших менеджеров новым статистическим методам, а именно - семи новым и семи традиционным инструментам качества. ѕрин€то решение об обучении менеджеров статистическим методам. –ешает ли это проблему?

ќтвет 5: ќбучить менеджеров новым статистическим методам можно, но это не €вл€етс€ первоочередной задачей. ѕрежде чем проводить обучение, нужно определить следующее:

- круг вопросов, которые будут решены с помощью статистических методов;

- источники информации, необходимой дл€ решени€ поставленных вопросов;

- методы статистического анализа информации и данных, необходимые дл€ решени€ поставленных вопросов.

—татистические методы в данной схеме €вл€ютс€ последним пунктом, а не первым. ƒл€ того, чтобы проиллюстрировать правильность такой схемы, давайте попробуем ответить на следующие вопросы:  акие выводы мы можем сделать из упом€нутых вами диаграмм? Ќаибольшее количество несоответствий обнаружено в процессе <управление документацией> потому, что этому процессу не удел€етс€ должное внимание или потому, что внутренние аудиторы кроме отсутстви€ подписи ни на что не обращают внимани€? ≈сли методом акустической эмиссии вы€вл€етс€ наименьшее количество дефектов, это значит, что от его использовани€ можно отказатьс€? ќтветы не €вл€ютс€ определенными.

ѕо предложенной нами схеме исходными €вл€ютс€ цели, например: повысить квалификацию аудиторов и уменьшить количество дефектов. ƒл€ реализации этих целей данные по дефектам необходимо расслаивать по типам дефектов и строить причинно-следственную диаграмму или диаграмму ѕарето. ѕо результатам такого анализа можно предпринимать предупреждающие действи€.

ћы предлагаем следующую схему работы: вы определ€ете круг вопросов, которые будут решены с помощью статистических методов, мы вместе с вами устанавливаем источники собираемой информации и методы статистического анализа, потом проводим обучение.

¬опрос 6. ќрган по сертификации, который будет сертифицировать систему менеджмента качества нашей организации, имеет более двадцати международных аккредитаций по ISO 9001. ћожем ли мы использовать логотипы всех этих органов по аккредитации в своей рекламе после получени€ сертификата?

ќтвет 6: ќбычно зарубежный орган по сертификации выдает сертификат на систему менеджмента, подтвержденный только одной аккредитацией. ѕолучение каждой дополнительной аккредитации св€зано как с дополнительными материальными расходами, так и с выполнением дополнительных требований каждого конкретного органа по аккредитации. ѕримером таких требований могут быть присутствие зарубежного эксперта в группе аудиторов на сертификационном аудите, перевод р€да документов —ћ  на рабочий €зык органа по аккредитации, подтверждение независимости органа по сертификации от де€тельности по построению —ћ .

¬опрос 7. »здан ли стандарт ISO 19011? ≈сли он уже издан, то где его можно приобрести?

ќтвет 7: —тандарт ISO 19011:2002 "–екомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или окружающей среды" был прин€т международной организацией по стандартизации (ISO) 01 окт€бр€ 2002 года. ѕри этом были отменены следующие международные стандарты:

ISO 10011-1. –уковод€щие указани€ по проверке систем качества. ѕроверка

ISO 10011-2.  валификационные критерии дл€ экспертов-аудиторов по проверке систем качества

ISO 10011 -3. –уководство программой проверок

ISO 14010 –уковод€щие указани€ по осуществлению экологического аудита. ќбщие принципы.

ISO 14011 ѕроцедуры аудита. јудит систем управлени€ окружающей средой.

ISO 14012  валификационные требовани€ к аудиторам по экологии.

¬опрос 8. Ќаша продукци€ выпускаетс€ из импортного сырь€ и на импортном оборудовании. ќна гораздо дешевле зарубежных аналогов. — нашей точки зрени€, наша продукци€ €вл€етс€ вполне конкурентоспособной на европейском рынке. ћы обсуждали вопрос завоевани€ европейского потребител€ на совете по качеству, и было высказано два основных предложени€: первое - участвовать в европейском конкурсе по качеству и постаратьс€ выиграть в нем, и второе - сертифицировать систему менеджмента качества ISO 9001:2000 европейским органом по сертификации. ћы понимаем, что решение каждой из этих задач требует времени и ресурсов, и что решить их одновременно нам будет очень сложно. — чего целесообразно начинать?

ќтвет 8: —тандарты регламентируют требовани€ как к системам менеджмента, в частности к системе менеджмента качества, так и продукции, процессам, маркировке, методам испытани€ и пр. ѕервое, что необходимо сделать - это купить в стране назначени€ все стандарты, которые относ€тс€ к производимой вами продукции: требовани€ к продукции, маркировке продукции, упаковке продукции, методам контрол€ и испытаний, и пр. Ќачинать нужно с обеспечени€ соответстви€ этим требовани€м.

FAQ с сайта http://www.qaua.com/





“акже на сайте:
ѕ–ќ÷≈——-ќ–»≈Ќ“»–ќ¬јЌЌјя —»—“≈ћј ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј  ј„≈—“¬ј ƒЋя ƒ≈–≈¬ќќЅ–јЅј“џ¬јёў»’ ѕ–≈ƒѕ–»я“»…
—труктура —ћ 

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?