У руководителей не должно быть титулов: большинство людей могут осилить работу, но легко дают титулам свалить себя. (Г. Форд)

Чем объясняются успехи деятельности кружков качества в Японии

Широкое распространение кружков качества и успехи их деятельности в Японии коренятся в национальных особенностях создания и функционирования предприятия и культуры производства.

Культура современного предприятия Японии сложилась после второй мировой войны. Одной из ее особенностей является наличие системы пожизненного найма рабочих и служащих, что дает им ощущение гарантии обеспеченности в будущем.

Другой особенностью является близость руководителей всех звеньев управления к работникам первой линии производства (рабочим), ощущение равенства всех работающих на предприятии (при соблюдении четкой субординации в работе). На японских предприятиях служащие, инженеры и рабочие обедают в одной столовой, там же чаще всего обедает и руководство фирмы. Инженеры и рабочие работают вместе, в тесном личном контакте. фирма организует коллективный отдых, в котором принимают участие все сотрудники без различия их социального положения. Основные цели и задачи фирмы доводятся до полного понимания работниками всех уровней производства, так что они осознаются ими как личные цели и задачи.

Еще одной важной особенностью является жесткая конкуренция между предприятиями. Японская система производства не имеет аналогов в других странах мира. Вследствие отсутствия трений между слоями сотрудников внутри фирмы и наличия жесткой конкуренции между фирмами в Японии складываются условия для очень динамичных изменений структуры производства. Этот факт плюс особая система производства, когда в одной отрасли промышленности действует несколько сильных конкурирующих фирм, обеспечивает высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке. Так, потребность США в автомобилях составляет примерно 10 млн. машин в год, потребность Японии - примерно 5 млн. машин!. В то же время в США действует всего три автомобильных фирмы (Ford, General Motors, Chrysler), а в Японии - десять, пять из которых выросли до уровня международных (Toyota, Nissan, Hondo, Mazda, Mitsubishi). В Европе всемирно известны всего одна-две, максимум три (Германия) автомобильные фирмы в одной стране. Та же картина и в области электроники. Компьютеры в Японии выпускают три фирмы: Fujitsu, Nippondenki и Hitachi, а в США - только одна супер фирма IBM, в Европе - ни одной серьезной фирмы. Особенностью такой системы производства в Японии является то, что сильные фирмы, находясь между собой в жестких отношениях конкуренции, укрепляются и процветают.

Одной из особенностей японской системы производства является возможность остановки производственной линии по инициативе рабочего при обнаружении им неполадок на линии. Устранение обнаруженных неполадок осуществляет сам рабочий при помощи мастера и коллег по рабочему участку или товарищей по кружку качества. Это способствует воспитанию чувства ответственности и самостоятельности в работе.

Еще одна особенность японской системы производства заключается в том, что технологические секреты фирмы известны широкому кругу работающих на предприятии, что способствует быстрому совершенствованию технологий, в котором участвуют все слои работающих. Сотрудники фирмы не меняют места работы, поэтому нет и опасности утечки информации.

К особенностям культуры производства следует также отнести точность отражения свойств и качеств товара в его названии и рекламе.

Почтительное, отношение к руководству - также особенность японской культуры производственных отношений. Это обеспечивает взаимопонимание и доброжелательные отношения между работниками разных уровней производства, что дает свои положительные результаты в конкурентной борьбе между фирмами, когда единение работников фирмы важный фактор.

Особо следует отметить успехи Японии в разработке новых товаров, новых материалов, новых технологий, учитывая то обстоятельство, что Япония не может <похвастаться> большим числом открытий или фундаментальных работ. Так, в Англии насчитывается более 50 лауреатов Нобелевской премии, а в Японии - только трое. Но Япония благодаря своей системе производства быстрее других реализует свои и чужие открытия.

Успехам деятельности кружков качества способствует и соблюдение принципов стратегии управления японскими предприятиями, представляющей собой комплекс элементов управления, обеспечивающих нужное направление развития предприятия. Одним из важных элементов стратегии предприятия является переход от вертикальной, иерархической структуры управления предприятием к смешанной. За границей принципы управления японским предприятием называют промышленной демократией. Работа кружков качества наряду с деятельностью других коллективов (групп проектирования, дискуссионных групп, специальных комитетов по контролю отдельных функций и т.д.) способствует организации горизонтальных связей в рамках вертикальной структуры управления. Таким образом, рабочие получают возможность принимать участие в управлении предприятием, что также является элементом положительной мотивации труда.

За долгое время существования кружков качества их деятельность постепенно совершенствовалась. Созданные вначале как кружки совершенствования промышленного производства, они распространились затем на сферу делопроизводства и управления, на сферу сельскохозяйственного производства, пищевую промышленность, а в последнее время - и на сферу социальных услуг.






Также на сайте:
Что такое "Джоггер"?
Как создать стратегию?

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?