Задача менеджмента - создание среды, где каждый получает удовольствие от своей работы. (Уильям Эдвардс Деминг)

Как создать и внедрить миссию организации в условиях бывшей социалистической ментальности

Алексей Савтюгин

Мы реально отдаем себе отчет кто будет читать нашу статью. Это:

  • руководители и специалисты среднего звена, осознавшие необходимость стратегического планирования и миссии организации, но не получившие поддержки высшего руководства и более консервативной части фирмы, которые считают, что все это суета и положение на бумагу очередных лозунгов;
  • руководители верхнего звена, осознавшие необходимость стратегического планирования и миссии организации, но еще не до конца понявшие как миссию внедрить в головы коллектива и сделать ее действительно рабочим документом;
  • читатели любой категории, только осваивающие стратегическое планирование.
  • профессорско-преподавательский состав и студенты(без комментариев).

Поэтому мы посвятили статью не сколько технике написания миссии организации, сколько организационным вопросам ее создания и внедрения. Мы также намеренно отказались от примеров миссий, хотелось бы, чтобы читатели ознакомившись с нашей статьей, не занимались плагиатом, разработали документ самостоятельно, добавив к нему программу внедрения миссии. Скопировать можно что угодно, только зачем?

Нам посчастливилось консультировать четыре российских фирмы при создании миссии организации, поэтому мы излагаем опыт внедрения что называется из первых рук и поэтому укажем на подводные камни процесса именно на территории стран СНГ. Хотим отметить, что по теме опубликовано много материалов. В основном они посвящены технике составления и обоснованию необходимости миссии организации в условиях западных компаний с уже сложившимся стратегическим управленческим мышлением. Опыт внедрения миссии в компаниях странах СНГ, практически не рассмотрен, а ведь условия достаточно специфичны.

И последнее, мы будем рады если кто ни будь поделится с нами своим опытом побед и поражений на данном поприще.

Три самых трудных этапа в разработке и внедрении миссии организации в компаниях стран СНГ:

  1. доведение руководства до состояния под названием "я хочу миссию организации".
  2. переход к желанию написать документ не в "стиле материалов 25 съезда КПСС", а реальный документ, отражающий видение фирмы на короткую(это специфика бизнес действительности СНГ) перспективу.
  3. внедрение миссии организации в головы персонала как документа, отражающего видение перспективы руководством и поэтому принимаемое к неукоснительному исполнению

Само написание миссии организации при наличии навыков словосложения и установленной структуры будущего документа не представляет трудностей.

Мы сразу хотим сформулировать одну неприятную истину. Если верхнее руководство не "дозрело" до идеи стратегического планирования не начинайте разговоры о миссии организации. Вы просто угробите идею в зародыше. Человек, не осознавший необходимость конкретного ответа на вопрос "какой я хочу видеть свою организацию через год" просто не воспримет миссию организации как рабочий инструмент начальной стадии стратегического плана. Это верхушка пирамиды стратегического планирования, следующая принципу управления: сначала общая цель(миссия организации),затем набор стратегий для достижения цели. Поэтому если идея миссии организации генерируется снизу, дайте сначала возможность прорасти идее стратегического планирования.

Если посмотреть на многочисленные западные публикации, посвященные теме миссии организации, то с помощью тех или иных формулировок авторы сходятся на том, что миссия описывает продукты, услуги, рынки действия фирмы и применяемые технологии, тем самым отражая ценности и приоритеты тех кто принимает стратегические решения. При всей правильности формулировки, реальность такова, что "чувство собственности" наемного персонала фирм СНГ еще находится в начальной стадии, и он не привык открыто обсуждать ценности и приоритеты своей фирмы, класть их на бумагу, и тем более отождествлять свои интересы и ценности с интересами фирмы. Поэтому мы рекомендуем при разработке миссии организации не базироваться на общефилософских принципах ведения бизнеса(их черед придет позднее, многих производственников),а отвечать на конкретные вопросы:

  1. какие продукты и услуги мы хотим производить и представлять,
  2. какова география нашего бизнеса,
  3. как мы будем заботиться о работниках,
  4. как мы будем взаимодействовать с регионом где мы ведем бизнес
  5. чем мы отличаемся от конкурентов и т.д.

Здесь мы поясним сразу, технику написания миссии. Кто пишет миссию организации? - группа стратегического планирования. Присутствие первого руководителя при написании миссии обязательно. Если первый руководитель поручает подготовить проект миссии какому-то конкретному лицу, например яйцеголовому начальнику отдела маркетинга(не обижайтесь -шутка),считайте все пропало, здесь нет сопричастности творчества. Пригласите на заседания группы стратегического планирования консультанта со стороны, но не для написания миссии, а для дирижирования процессом. Отберите только такого консультанта, который может показать Вам примеры миссий, написанных под его руководством и обязательно возьмите рекомендации у компаний где он ранее занимался данной работой(здесь не место дилетантам). Мы также рекомендуем обратиться к персоналу. Только не переборщите, если в фирме 1000 человек, не надо тревожить всех вплоть до работников охраны и уборщиц. Пусть группа стратегического планирования подготовит проект миссии, сопроводит его небольшим письмом-комментарием о цели документа, его структуре, и раздаст работникам фирмы с просьбой прокомментировать его и дать предложения по его корректировке. Затем окончательно отредактируйте миссию и доведите ее до сведения всех работников. Здесь несколько способов - от распространения миссии на различных печатных и сувенирных материалах(Dallas semiconductor закупил для своих работников простые кофейные стаканы, поставил свое лого и текст миссии организации, и раздает их всем, включая вновь поступающих работников),до регулярного обсуждения миссии в контексте результатов месячных и квартальных планов.

Ограничьте миссию организации 9-10 предложениями. Это значит, что на каждый раздел миссии придется по одному предложению или часть фразы. Поэтому на этапе обсуждения пишите ответы на задаваемые вопросы развернуто и только когда фантазии иссякнут, - суммируйте ответы в одной фразе, или части фразы, которая и войдет в миссию. Будьте осторожны в другой крайности. На определенном этапе у Вас появится "синдром красивых фраз". Не переусердствуйте. Помните, что Вы создаете документ, который надо будет выполнять, и по которому Ваши клиенты, акционеры и персонал будут Вас оценивать. Это Ваш реальный тест, ибо важно не только что компания декларирует, но и то как компания выполняет эти декларации. Если в миссии одно, а в реальности другое, - Вы окажетесь в положении "унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла". Пишите простыми и понятными фразами. Спуститесь на землю: требуется создание документа, отражающее в рекламном плане Ваше лицо как фирмы, но в тоже время это документ, который Вы достанете в конце цикла стратегического планирования и зададите себе нелегкий вопрос, - направлены ли разработанные Вами стратегии на исполнение миссии организации? Кроме того, следующий цикл стратегического планирования должен начаться с трудного, но объективного анализа: как мы исполняли миссию организацию и претерпит ли она изменения? Причем этот анализ надо будет подкреплять конкретными количественными и качественными показателями.

В процессе написания миссии обязательно возникнет нелегкое обсуждение, - что первично, - акционеры или клиенты, т.е. кого удовлетворять в первую очередь. В философском плане первичны клиенты и в более широком смысле потребности общества, но если смотреть на прямолинейную реальность, мышление среднестатистического менеджера работает по принципу "сначала прибыль, потом удовлетворение потребностей клиента". Мы рекомендуем на время не трогать этот вопрос, а по первому разу сбалансировать тему, отразив обе конкурирующие стороны в миссии организации. Данный вопрос напрямую связан с ценностями организации, которые устанавливаются верхним руководством на основе их собственных убеждений. Здесь нет правильных и неправильных ответов, - главное зафиксируйте эти ценности честно и открыто в миссии организации.

В заключение о пяти этапах написания миссии организации:

  1. Решите кто будет писать эту миссию. Сделайте группу авторов управляемой по численности, соедините опыт и генераторов идей и помните, что хороший специалист- тактик, не всегда хороший стратег и тем более хороший редактор.
  2. Договоритесь о сроках написания миссии и времени ее написания. Не торопитесь, но и не затягивайте этот процесс.
  3. Определите для кого Вы пишите свою миссию. Читатель определяет структуру документа.
  4. Выработайте формат документа, как и в какой форме Вы будете его помещать на обозрение публики.
  5. Разработайте программу доведения и внедрения в головы персонала миссии организации.

Организации как и люди имеют много общего. Со временем они начинают иметь собственное лицо и убеждения, которые мотивируют их конкретные действия. Каждая компания как и человек должна иметь своеобразный информационный источник, показывающий направление движения. Это тем более важно для компании, которая как структура окружена акционерами, клиентами и персоналом, нуждающимся в информации о направлении движения. Компании как и люди нуждаются в объединении для построения своего будущего. Миссия организации решает все эти вопросы, если конечно она выстрадана ее составителями, разъяснена коллективу и написана не под влиянием моды, а в результате осознанной необходимости.


Подготовлено по материалам BKG Profit Technology





Также на сайте:
Таблица
Стратегия, основанная на ключевых компетенциях и динамических способностях компании

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?