Закон обратной зависимости - чем меньше человек собирается сделать, тем больше он об этом Должен говорить (Из записок менеджеров)

Концепция автоматизированной системы управления документооборотом в системе качества

Микульчик А.А., Мичасов В.А.

В современных условиях внедрение АСУ документооборотом на предприятиях, работающих в условиях конверсии и двойных технологий, имеет неоценимое значение. Специализированная АСУ является главным инструментом управления базами данных и потоками информации при создании, внедрении, функционировании и совершенствовании системы качества (СК) предприятия.
На основе практического опыта установлено, что есть определенный предел количества документации с формализованными процедурами, которое предприятие может обработать. С учетом того, что принятая система качества функционирует по 40 стандартам предприятия, 20-25 методическим инструкциям СК, а также технологическим регламентам и рабочим инструкциям, дальнейшая формализация постепенно ведет к возникновению у работников службы качества неуверенности в том, что они владеют всеми правилами, точно их выполняют. Отмечается также, что предприятиям с числом работающих более 800 человек принципиально невозможно обойтись без информационной поддержки при внедрении и функционировании системы качества.

Для крупных оборонно-конверсионных предприятий характерной чертой является диверсификация тематических направлений, расширение видов деятельности и продукции. Попытка расширять систему менеджмента качества, увеличивая зону охвата деятельности различными системами качества, приводит к неуправляемому или трудно управляемому потоку документов и информации. Последнее порождает внутренние проблемы СК, связанные с качеством ее функционирования, что явно демонстрирует переход количества в качество (в данном случае - его ухудшение) из-за значительной смысловой и текстовой взаимосвязанности совокупности документированных процедур, роста массива статистических данных, объема хранящихся в архивах документов.

Безусловно, структура предприятия, специализация, его размеры, номенклатура научно-технической и производственной продукции и другие факторы существенно влияют на структуру и объем документированной системы качества, на ее вариабильность. Для каждого предприятия конкретная реализация структуры и объема средств, на которых строится АСУ документооборотом СК (АСУ Д СК), по-своему уникальна, проблема состоит в том, чтобы сделать правильный выбор. Однако на ряде однотипных предприятий АСУ Д СК будет иметь много общих черт. Поэтому приводимый в настоящей статье подход к созданию АСУ Д СК и ее структура могут оказаться полезными в практическом и методическом плане.

Для оценки границ применимости системы приведем характеристику того, что вложено в понятие "крупного научно-производственного комплекса" на примере НИИ измерительных систем.

Конверсионное предприятие специализируется в области разработки и производства радиоэлектронной аппаратуры, программно-технических средств автоматизации технологических процессов, радиосвязных и радиотелеметрических систем на основе так называемых двойных технологий. Содержит в своем составе около 80 самостоятельных подразделений: научные, конструкторские и технологические, цеха опытного производства, вычислительный и испытательный центры. Численность сотрудников составляет около 3000 человек.

Объем документации, определенной СК, характеризуется следующими показателями:

- по конверсионной тематике на основе МС ИСО 9001 - 44 стандарта предприятия (СТП) объемом 1500 листов (гражданская тематика);

- по оборонной тематике на основе ГОСТ Р ИСО 9001 - 46 СТП объемом 1600 листов (оборонная тематика);

- по тематике автомобильной электроники дополнительно на основе СК/QS 9000 - 23 СТП объемом 1150 листов;

- по тематике микроэлектроники - 36 СТП объемом 1100 листов;

- начата разработка документации по версии 2000 года.

Эта документация постоянно разрабатывается, совершенствуется, корректируется. Последнее связано с обеспечением высокой степени безошибочности при выработке изменяемых редакций.

Характеристика объема работ по документообороту в СК

Вид работ, тип документации Объем документации в оригиналах Объем работ по выпуску, коррекции и хранению
Документированная система качества по направлениям: Создание
1500 листов в год

Коррекция:
7000 листов в год

Хранение копий в архивах:
4450 экз объемом 178000 листов
и 712 листов коррекции в день

ИСО 9001-94 (ГТ) 44 СТП (1500 листов)
ГОСТ Р ИСО 9001-96 (ОТ) 46 СТП (1600 листов)
СК по микроэлектронике (ГТ и ОТ) 17 СТП по ГТ (500 листов)
19 СТП по ОТ (600 листов)
QS 9001 23 СТП (1150 листов)
ИСО 9001-2000 (ГТ) 30 СТП (1500 листов), в плане разработки
Работы по внутренним проверкам:
- планирование и проведение
- выпуск отчетов
- корректирующие мероприятия
80 подразделений по ГТ
60 подразделений по ОТ
(15 листов на 1 проверку)
2100 листов в год
Работы по картам анализа неисправностей (КАН):
- учет и регистрация
- отчет о выполнении
- анализ и корректирующие мероприятия
60 КАН в год
(по 6 листов на 1 проверку)
Статистические методы Сбор и обработка статистики
(200 листов)
200 листов в год
Организационная работа:
- ОРД и протоколы Дней качества (ДК)
- отчеты
12 ДК у руководства (по 10 листов)
80 подразделений по ГТ
60 подразделений по ОТ
(по 4 листа в квартал на каждое подразделение)
2300 листов в год
Разработка, внедрение, опытная эксплуатация, администрирование АСУ ТЗ, руководящие документы
(500 листов)
500 листов в год
Услуги пользователям (инструкции и протоколы) Рабочие инструкции и протоколы
(500 листов)
100 листов в год
Общее количество документации:
      14700 листов оригиналов документов при выпуске (1 год)
      15000 листов копий СТП при выпуске
      178000 листов копий СТП хранятся в архивах
      178000 листов коррекции копий СТП при хранении (1 год)

В таблице приводится характеристика объемов работ по документообороту, из которой следует, что ежегодно работникам службы качества приходится выпускать около 15 тыс. листов документов (объем до 45 мегабайт), а в постоянном действии находится до 7 тыс. листов (21 мегабайт) оригиналов документированных процедур (СТП).

В этих условиях создание, постоянное поддержание в работоспособном состоянии обязательных документированных процедур и гарантированный доступ к документации характеризуется наличием трех проблем:

1. С учетом периодической смены версий стандартов СК и следующей за этим полной переработки комплектов документированных процедур, их расширения объем обрабатываемой документации составляет около 14700 листов.

2. Жесткое перекрестная взаимосвязанность СТП в пределах одной СК делает сложной задачу постоянного поддержания в актуализированном состоянии всей системы СТП даже при единичных изменениях.

3. Объем копий СТП, находящихся на абонентном учете и хранении в архивах и обеспечивающих пользовательский режим, составляет 4450 единиц (178 тысяч листов). Это создает серьезную проблему с размножением, учетом и коррекцией копий.

Оценка показывает, что общая трудоемкость создания и обработки документации (без учета творческой части создания документов и их согласования и утверждения) требует постоянного задействования дополнительно около 15 человек.

Приведенные расчеты и соображения могут оказаться полезными для предприятий, планирующих создание и внедрение документированной системы качества. Но кроме того они являются обоснованием необходимости и экономической целесообразности создания АСУ документооборотом СК подобного предприятия. Концепция АСУ документооборота при этом содержит три ключевых момента:

1. Организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) на основе персональных компьютеров, лицензионного программного обеспечения и специализированных пакетов прикладного программного обеспечения собственной разработки (или адаптированных).

2. Создание и внедрение системы пользовательских инструкций для сотрудников службы СК, эксплуатирующих указанные АРМы, и пользователей в производственных подразделениях.

3. Включение ПК подразделений-пользователей в единую с АРМами локальную сеть под управлением выделенного сервера.

Включение на втором этапе пользователей в локальную сеть обеспечит безбумажную технологию пользования документированной системой. Максимально необходимый объем копий стандартов, хранящийся в архивах, составит уже 800 единиц (32000 листов) с соответствующим снижением трудозатрат на их коррекцию (до 128 листов в день).

Общее снижение численности работников, связанных с обеспечением документооборота (или предотвращение роста численности на обслуживание возрастающего с внедрением СК документооборота), составит 15-20 человек, даст экономию около 3 млн руб. в год и окупится в течение первого же года полномасштабной эксплуатации АСУ Д, поскольку общие затраты на создание, внедрение и эксплуатацию системы документооборота составляют около 2 млн руб. в ценах 2001 года.

Таким образом, рассмотренная структура и функции элементов автоматизированной системы управления документооборотом СК позволяют:

- отказаться от увеличения в 2 раза штата отдела качества предприятия;

- исключить изготовление и сопровождение дополнительных 50 комплектов копий СТП объемом до 70 тыс. листов;

- сократить сроки на планирование и отчетность по внутренним проверкам качества предприятия в 2-2,5 раза;

- обеспечить одновременный доступ к документам СК 150 пользователям предприятия;

- осуществлять простой переход к интеграции в единую АСУ предприятием.



Также на сайте:
Как документировать систему управления качеством
КИСа: шаг десятый-КАЧЕСТВО и МЕНЕДЖМЕНТ

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?