Каждый раз когда вы хотите отреагировать привычным старым способом, спросите себя, хотите ли вы быть пленником прошлого или пионером будущего. (Дипак Чопра)

Нулевой этап. Анализ состояния и подготовка

0.1 Высшее руководство предприятия должно принять решение о создании и внедрении СМК в соответствии со стандартом ISO 9001. Такое решение должно быть принципиальным и ответственным от имени собственников предприятия. Его следует включить в стратегические планы развития предприятия.

Принятие решения о разработке СМК требует в первую очередь выяснения руководством предприятия следующих вопросов:

- с какой целью внедряется СМК;

- какая модель СМК наиболее подходит предприятию;

- какие ресурсы могут быть выделены для разработки системы и обучения персонала;

- кто будет обеспечивать разработку системы;

- какие сроки желательны для введения системы в действие;

- где получить сертификат на СМК.

Следует документально оформить такое решение, например, протоколом (собрания учредителей, правления, совещания дирекции, технического совета)

0.2 На стадии предварительного анализа и принятия решения о разработке СМК руководству предприятия необходимо ознакомиться с:

- принципами функционирования СМК;

- взаимосвязей между СМК и качеством продукции;

- стандартами на СМК и их основными элементами;

- структурой документации на СМК;

- требованиями к контролю со стороны руководства;

- ролью персонала и требованиями к его подготовке;

- преимуществами и затратами, связанными с СМК.

При этом следует учитывать, что СМК будет действовать эффективно только при настойчивом и систематическом контроле со стороны руководства. В противном случае она может быстро превратиться в пакет формальных бумаг.

0.3 Решение о начале разработки и внедрения СМК на предприятии следует закрепить приказом. Кроме того, тем же приказом назначается ответственный за СМК и его помощники. Ответственный за СМК должен подчиняться непосредственно высшему руководителю предприятия и его указания в вопросах обеспечения функционирования СМК имеют высший приоритет для всех работников предприятия.

Создать СМК силами одного исполнителя, даже профессионального специалиста, практически невозможно. Поэтому следует выбрать и назначить нескольких ответственных сотрудников из базовых подразделений для участия в разработке СМК. Кроме того, в любом случае целесообразно привлечь внешнего консультанта, имеющего профессиональный  опыт построения и аудитов СМК.

Публично уведомить и разъяснить всем работникам предприятия о начале разработки СМК, важности этого мероприятия и необходимости обязательного и всемерного содействия со стороны каждого сотрудника.

Для этого полезно общее собрание с ознакомительной лекцией, следует оформить протокол собрания.

В отношении сотрудников, не выполняющих принятые решения по разработке СМК, необходимо применять строгие меры.

0.4 Учитывая, что СМК вводится на предприятии, прежде всего, для обеспечения надлежащего и стабильного качества производимой и поставляемой потребителям продукции или услуг, необходимо составить точный перечень тех видов продукции или услуг, на которые распространяется действие СМК.

К этому перечню надо дать четкие описания характеристик и показателей качества для каждого вида продукции или услуг. Если определенные изделия выпускаются в полном соответствии с конкретными стандартами, то на них даются ссылки.

При этом следует установить, какие требования к предлагаемой продукции обеспечиваются предприятием, включая законодательные, нормативные, обязательные по назначению продукции, дополнительные или специальные требования потребителя.

Перечень поставляемой продукции или услуг должен постоянно находиться в актуальном состоянии.

Если предприятие осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию или сертификации, то составить реестр имеющихся лицензий (сертификатов) и поддерживать его в актуальном состоянии.

0.5 СМК охватывает, как правило, деятельность всего предприятия за исключением лишь некоторых вспомогательных подразделений. Поэтому необходимо создать иерархическую организационно-функциональную структуру предприятия с распределением обязанностей, полномочий и ответственности подразделений, должностных лиц согласно требованиям организации деятельности.

Важнейшим документом, который должен быть утвержден высшим руководством на первой стадии построения системы, является организационная структурная схема предприятия.

Эту схему следует представить таким образом, чтобы были наглядно отражены:

- представители руководства, дирекции, в т.ч. ответственный за СМК;

- каждое подразделение, служба и независимые ответственные должности;

- однозначная подчиненность.

На схеме должны быть показаны, в частности, подразделения, отвечающие за выполнение прямых требований стандарта ISO 9001, в частности:

- прием и оформление заказов, сбыт; - закупки, снабжение; - проектирование, разработки новой продукции; - технологические вопросы; - планирование и организация производства; - производство; - контроль и испытания; - метрология; - обслуживание и ремонт оборудования; - склады; - транспорт; - сервисное обслуживание; - кадры, персонал.

0.6 Провести первичное обучение по стандарту ISO 9001 руководителей подразделений и ответственных исполнителей, документально оформить.

Для внедрения и функционирования СМК необходимо, чтобы предприятие располагало специалистами в области управления качеством, их число зависит от размеров предприятия и его структуры.

Во многих случаях целесообразно создать орг. структуру по управлению качеством - службу качества для обеспечения эффективной работы в этой области.

0.7 Руководству предприятия следует предусмотреть и предоставлять финансовые и материальные ресурсы на разработку, внедрение и сертификацию СМК, а также спланировать сроки выполнения.

Группа разработчиков СМК должна иметь постоянную открытую поддержку со стороны руководителя предприятия.

Необходимо составить и утвердить детализированную программу или план разработки и внедрения СМК с указанием ответственных лиц за конкретные работы.

Обязательно создать фонд действующих государственных (действующих) стандартов, других НД и правовых актов, на соответствие которым выполняются работы, производится продукция, предоставляются услуги.

И это только прелюдия к началу разработки СМК.





Также на сайте:
Советы руководителю предприятия при внедрении системы менеджмента качества
10 принципов Исикавы по организации взаимоотношений между заказчиком и поставщиком

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?